09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТРАГЕДИЯ

Майя Кишкина-Иваненко
Опубликовано 01:01 02 Ноября 2000г.
Долгие годы молчали о гибели линкора "Новороссийск". И лишь на днях рассекретили документы той поры. Сегодня вы можете их прочитать

МЫ МУЧИТЕЛЬНО ИЩЕМ ПРАВДИВЫЕ ОТВЕТЫ
Секретарю Центрального комитета партии тов. Хрущеву Н.С.
Председателю президиума Верховного Совета СССР тов. Ворошилову К.Е.
Центральному органу партии газете "Правда"
Невероятность происшедшего заставляет нас обратиться к Вам с этим письмом.
Мы, рядовые жители города русской славы - Севастополя, не в силах осознать и оправдать бессмысленную гибель экипажа линейного корабля "Новороссийск" и самого корабля.
Трудно установить правду по тем бесчисленным версиям, что циркулируют среди жителей города.
Но одна из них, упорно распространяемая, вызывает чувство гневного возмущения за преступные действия высшего командования флота, руководившего спасательными работами. Во-первых, вызывает глубокое удивление тот факт, что в спасательных работах и, в частности, в попытке удержать корабль от опрокидывания совершенно не были применены механизмы современной могучей техники, такие, как понтоны и мощные плавучие краны.
А ведь от момента взрыва до момента опрокидывания судна прошло два с половиной часа.
Как могло произойти это чудовищное событие на расстоянии 100-150 метров от берега, как была допущена гибель почти всего личного состава корабля, допущено опрокидывание судна вверх дном. Вот проклятые вопросы, на которые мы мучительно ищем правдивые ответы...
Мы питаемся слухами, а они во многом лживы. Но правду, святую правду мы не слышим... В народе упорно говорят о том, что погибло свыше 2 тысяч человек, когда народ прямо называет командующего флотом виновником гибели такого ужасного количества людей и виновников опрокидывания корабля.
Ведь это он, как гласит народная молва, прибыв на корабль, поврежденный взрывом, отменил приказ... о том, чтобы личный состав готовился к высадке на берег, а корабль на собственных машинах должен был отойти к берегу для посадки корпусом на дно.
По его приказанию был подан сигнал боевой тревоги и весь личный состав корабля занял свои места согласно табелю... Он думал только о спасении корабля, но не о спасении людей... а ведь человек у нас самое дорогое...
Вызывает удивление и возмущение организация похорон погибших героев-моряков. Хоронили чуть ли не ночью, тайком, оцепив место захоронения сплошной цепью вооруженной охраны. Жалок был траурный винтовочный залп...
Не понять все это нам, простым советским людям, и мы обращаемся к Вам, руководителям партии и правительства, к центральному органу нашей партии "Правде" с мольбой: дайте нам хотя бы частицу правды, пресеките ложные панические слухи, царящие среди жителей города Севастополя...
Группа жителей г. Севастополя. Ноябрь 1955 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ЦК КПСС
"О гибели линейного корабля "Новороссийск" Черноморского флота"
П 172/1 8 декабря 1955 г.
СТРОГО СЕКРЕТНО
...2. За неудовлетворительное руководство Военно-Морскими флотами снять с занимаемой должности Первого Заместителя Министра Обороны СССР и Главнокомандующего Военно-Морским флотом Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Н.Г. и зачислить его в распоряжение Министра Обороны.
3. За проявленную политическую беспечность и непринятие всех мер по спасению личного состава и линейного корабля "Новороссийск" объявить:
строгий выговор: члену КПСС с 1924 года, бывшему командующему Черноморским флотом т. Пархоменко В.А., члену КПСС с 1927 года, бывшему члену Военного Совета Черноморского флота т. Кулакову Н.М.;
выговор: члену КПСС с 1940 года, бывшему начальнику штаба эскадры т. Никольскому Н.И., члену КПСС с 1941 года, исполнявшему обязанности командира корабля "Новороссийск" т. Хуршудову Г.А.
За отсутствие бдительности по охране Севастопольской бухты с моря объявить строгий выговор члену КПСС с 1939 года, бывшему командиру дивизии охраны водного района т. Галицкому А.А.
В отношении тт. Басистого Н.Е. и Горшкова С.Г. ограничиться указаниями Президиума ЦК КПСС, данными на заседании 16 ноября 1955 года.
Секретарь ЦК КПСС Н. Хрущев.
СОВ.СЕКРЕТНО
Совет Министров СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
8 декабря 1955 г.
О гибели линейного корабля "Новороссийск" Черноморского флота
В ночь с 28 на 29 октября с.г. на Черноморском флоте в Севастопольской бухте произошла тяжелая катастрофа с линейным кораблем "Новороссийск". Линейный корабль получил тяжелые повреждения, предположительно от взрыва мины, и через 2 часа 44 мин. после взрыва затонул. Вместе с кораблем погибло 603 человека матросов, старшин и офицеров.
Причинами катастрофы явились крупные упущения, вскрытые правительственной комиссией при расследовании обстоятельств гибели линкора "Новороссийск", заключающиеся в недостаточно эффективной организации борьбы с минной опасностью, в плохой организации службы живучести на кораблях и подготовки офицерского состава, а также в нарушении мер охраны военно-морской базы...
Непосредственными причинами гибели линкора "Новороссийск", кроме сильных разрушений корпуса от взрыва, недостаточной общей живучести и нарушений требований Корабельного устава по вопросам непотопляемости, явились полная неорганизованность руководства борьбой за спасение линкора и растерянность командования флота, эскадры и корабля.
Прибывшие на линкор Командующий флотом вице-адмирал Пархоменко, Член Военного Совета флота вице-адмирал Кулаков, и.о. Командующего эскадрой - начальник штаба эскадры контр-адмирал Никольский, и.о. командира линкора капитан 2 ранга Хуршудов не организовали спасения линкора, не отдали приказания о вводе в действие главных машин для отвода корабля на мелкое место, чтобы не допустить его затопления. Указанными должностными лицами не было принято также необходимых мер для своевременного снятия с корабля личного состава во избежание его гибели. После гибели линкора работы по спасению людей, оказавшихся внутри затонувшего корабля, были организованы неудовлетворительно и с большим запозданием.
Наряду с этим, имели место крупные упущения в охране Севастопольской военно-морской базы с моря от подводных лодок. Входные боковые ворота на ночь не закрывались. Противолодочный дозор у входа в базу корабли несли с перерывами, наблюдение за возможным появлением подводных лодок временами полностью прекращалось...
Совет Министров СССР постановляет:
1.Обязать Министерство обороны (т.Жукова Г.К.):
- выправить создавшееся неблагополучное положение в Военно-Морском флоте...
- выработать правильные взгляды на использование Военно-Морского флота в будущей войне и определить направление в строительстве и развитии флота на ближайшее время, с учетом последних достижений и перспектив развития науки и техники;
- пересмотреть расстановку руководящих кадров на флотах и флотилиях и принять меры к укреплению руководства флотами;
- изучить с руководящим составом Военно-Морских флотов обстоятельства и причины, приведшие к гибели линейного корабля "Новороссийск" и сделать надлежащие выводы...
- организовать должным образом на Военно-Морском флоте службу живучести кораблей и привести ее в соответствие с современными требованиями...
2. За неудовлетворительное руководство Военно-Морскими флотами снять с занимаемой должности Первого Заместителя Министра Обороны СССР и Главнокомандующего Военно-Морским флотом Адмирала флота Советского Союза Кузнецова Н.Г. и зачислить его в распоряжение Министра Обороны.
... Командующего Черноморским флотом вице-адмирала Пархоменко В.А... Члена Военного Совета Черноморского флота вице-адмирала Кулакова Н.М. снять с занимаемых должностей...
3. Обязать Министерство обороны (т. Жукова Г.К.) привлечь к строгой ответственности остальных лиц командного состава Черноморского флота, виновных в служебных упущениях, в связи с гибелью линкора "Новороссийск".
Председатель Совета Министров Союза ССР Управляющий делами Совета Министров Союза ССР.
Постановление Президиума ЦК КПСС
"О пенсионном обеспечении военнослужащих, пострадавших при аварии и спасении линейного корабля "Новороссийск", а также семей погибших военнослужащих"
П 172/43 5 декабря 1955 г.
СТРОГО СЕКРЕТНО
Утвердить внесенный тт. Косыгиным, Малышевым, Зверевым и Баграмяном проект постановления Совета Министров СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих, пострадавших при аварии и спасении линейного корабля "Новороссийск", а также семей погибших военнослужащих".
СОВЕТ МИНИСТРОВ ПОСТАНОВИЛ:
выдать единовременное пособие семьям погибших старших офицеров до 20 тысяч рублей (к сведению: в то время средняя зарплата составляла 80-90 рублей); семьям младших офицеров - до десяти тысяч рублей; военнослужащих сверхсрочной службы - до шести тысяч рублей; срочной службы - по две тысячи рублей.
Были назначены пенсии офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, увольняемым по болезни, в размере 80 процентов оклада; военнослужащим срочной службы, признанным инвалидами, назначены пенсии в размере от 200 до 600 рублей. Нетрудоспособным членам семей офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы, погибших при аварии и спасении корабля, назначили пенсии не менее 400 рублей на семью.
Исполкомы местных Советов депутатов трудящихся обязали в месячный срок обеспечить жильем семьи погибших офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы по избранному ими месту жительству.
Решено было соорудить памятник погибшим при аварии и спасении линейного корабля "Новороссийск" и установить его на месте захоронения в Севастополе.
Волею исторического календаря и нынешних трагических обстоятельств имена боевых кораблей "Курск" и "Новороссийск" сегодня звучат слитно как два удара в поминальный колокол. Сорок пять лет назад взорвался и затонул в Севастопольской бухте линейный корабль "Новороссийск". Кошмар с взорвавшейся и затонувшей в Баренцевом море атомной подводной лодкой "Курск" мы все переживаем и сегодня.
Столько лет разделяет эти крупнейшие в истории нашего флота катастрофы, - а многое ли изменилось? Конечно, о гибели сотен моряков "Новороссийска" официальные власти тогда не проронили ни слова, а обсуждать причины случившегося можно было разве что шепотом в полумраке севастопольских кухонь. О гибели "Курска" страна узнала почти сразу же. Но множество противоречивых заявлений высоких ответственных лиц, умолчания и недомолвки снова рождают неверие и домыслы.
Тогда, в 1955 году, были все же приняты решительные меры, чтобы драма, подобная "Новороссийску", не повторилась. Мы просто обязаны теперь выучить и горькие уроки "Курска". А потому нельзя допустить, чтобы снова, только через полвека всплыла из-под архивных грифов "Совершенно секретно" полная правда и об атомном подводном крейсере "Курск". Корабли тонут, когда правда всплывает так долго.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников