09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЕСЛИ ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ КОНСТИТУЦИЮ

Краснов Михаил
Опубликовано 01:01 02 Ноября 2001г.
Последние события, связанные с выборами в некоторых регионах, повысили политический интерес к такой юридической проблеме: кто из руководителей субъектов Федерации имеет право баллотироваться на новый срок? Например, почему президент Саха (Якутии) М. Николаев столкнулся с категоричным мнением Центризбиркома РФ о незаконности его притязаний на то, чтобы в третий раз избираться президентом, а вот уважаемый Е. Строев благополучно избран губернатором Орловской области в третий раз.

Мне уже приходилось высказывать свое мнение в "Труде" о самой законодательной поправке, в принципе разрешившей баллотироваться некоторым региональным руководителям на третий срок. Поэтому не буду повторяться. Сегодня имеет смысл разъяснить читателям, откуда возникло недоразумение.
6 октября 1999 года был принят Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", где есть пункт 5 ст. 18, который твердо установил: "Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд".
Но вскоре стало ясно, что тем самым ряд авторитетных региональных лидеров не сможет больше занять кресло губернатора, президента республики или мэра. И тогда 8 февраля 2001 года Государственная Дума принимает поправку (говоря официально, вносит дополнение) в названный Закон. Нет, общее положение о двух сроках осталось в неприкосновенности. Но была введена как бы отсрочка для него. Не случайно поправка внесена в главу "Заключительные и переходные положения", а не в основной текст.
Имеет смысл процитировать дополнение полностью:
"Положение пункта 5 статьи 18 настоящего Федерального закона применяется без учета начавшегося до вступления в силу настоящего Федерального закона срока, на который избиралось лицо, замещавшее на день вступления в силу настоящего Федерального закона должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)".
Что поделаешь, юридический язык иногда бывает поразительно некрасивым и сложным. Но зато тем самым достигается точность и полнота мысли. Если же говорить на более понятном языке, мысль в данном случае такова: если у руководителя субъекта Федерации на день 8 февраля 2001 г. уже шел второй срок пребывания в этой должности, это не считается вторым сроком. Следовательно, можно баллотироваться в качестве кандидата в руководители региона фактически в третий раз, но юридически это будет считаться вторым разом.
Казалось бы, эта формула должна была устроить всех действующих губернаторов и президентов, а также мэра Москвы, являющейся, как известно, субъектом Федерации. Федеральная власть пошла им навстречу и сделала все возможное, чтобы сохранить существующие региональные элиты. Но некоторые руководители - то ли по забывчивости, то ли от излишней уверенности, то ли по каким-то другим причинам - упустили из виду, что "мяч уже оказался на их стороне поля". Дело в том, что, кроме разрешения федерального законодательства для баллотировки на третий срок, необходимо еще, чтобы этому не препятствовали устав (области или края) или конституция (республики).
В каких-то региональных уставах и конституциях вообще не существовало нормы о двух сроках замещения высшей региональной должности. В других - законодательные органы успели до начала избирательных кампаний внести соответствующие поправки, снимающие такое препятствие. А вот в третьих - норма о том, что высшее должностное лицо имеет право занимать эту должность не более двух сроков подряд, осталась в неприкосновенности.
Республика Саха (Якутия) относится именно к этой третьей группе. Не берусь судить - почему. То ли исполнительная власть не озаботилась вовремя внесением соответствующей законодательной инициативы, то ли депутаты не захотели менять правила игры, но факт остается фактом - в ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) сохранилось положение о том, что "никто не может быть избран на должность президента более двух раз" (обратите внимание: не двух раз подряд, а вообще больше двух раз, то есть запрет даже более строгий, чем для президентов Российской Федерации. Но это - к слову).
Итак, федеральный закон допустил принципиальную возможность баллотироваться на третий срок. Тут-то и лежат причины спора, хотя, если внимательно читать Конституцию РФ, никакой коллизии здесь нет. Якутский президент, видимо, воспринял названную выше поправку к федеральному закону как абсолютный пропуск на выборы. Однако этот закон - рамочный, недаром он называется "Об общих принципах...". Такой характер закона означает, что он не действует непосредственно. Он устанавливает именно принципы, рамки, внутри которых регионы самостоятельны.
Это прямо следует как из принципов разграничения компетенции между Федерацией и субъектами РФ, так и из ст. 73 нашей федеральной Конституции, гласящей: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти". Другими словами, если федеральное законодательство говорит: занимать должность можно не более двух или даже трех раз, а региональное запрещает занимать ту же должность, например, более одного раза, то в данном субъекте Федерации не то что на третий, но даже на второй срок нельзя будет баллотироваться. В плане ограничений действуют именно региональные конституция или устав.
Поступать тут следовало как по старому анекдоту - "чтобы выиграть, нужно хотя бы купить лотерейный билет". В данном случае - внести поправку в собственное региональное законодательство. Если же рассуждать по-другому, это означало бы, что Федерация вторгается в компетенцию субъектов Федерации.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников