10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАКОЙ ЧИНОВНИК НУЖЕН РОССИИ?

Локтев Владимир
Опубликовано 01:01 02 Ноября 2001г.

- Петр Михайлович, уже полтора года работает институт полпредов президента в федеральных

- Петр Михайлович, уже полтора года работает институт полпредов президента в федеральных округах. Что вам удалось сделать за это время?
- Период становления полпредства в Уральском федеральном округе, можно сказать, позади. Сегодня мы имеем работоспособный, укомплектованный профессионалами аппарат полномочного представителя президента. За полтора года удалось привести в соответствие с федеральными законами и Конституцией России всю законодательную базу субъектов Федерации, входящих в УФО. В настоящее время здесь созданы и действуют около двух десятков главных управлений ведущих федеральных министерств и ведомств. Об этом, а также о положении дел в социальной сфере, экономике на жизненно важных для страны объектах, включая топливно-энергетический комплекс, предприятия "оборонки", я регулярно докладываю президенту.
- Как часто вы встречаетесь с Владимиром Путиным?
- Эти встречи, как правило, плановые. Бывают и другие, вызванные экстренной необходимостью. В рамках своих прав и обязанностей стараюсь решать текущие вопросы самостоятельно, не злоупотребляя вниманием президента.
- Что вы имеете в виду под самостоятельным решением текущих вопросов?
- Сегодня региональные власти хорошо понимают задачи и функции полномочных представителей президента, их отличие от обязанностей глав субъектов Федерации. Полпредство - президентская ветвь власти, его задача - контролировать исполнение Конституции, других законов, указов президента, постановлений правительства, федеральных программ. Кроме того, мы занимаемся координацией работы более 200 федеральных структур, расположенных на территории округа.
- Не секрет, что в некоторых субъектах Федерации институт полпредов президента встретили, мягко говоря, без особого энтузиазма...
- Действительно, кое-где было именно так. Но в Уральском, да, наверное, и в других округах, "трения" между полпредами и губернаторами, к счастью, закончились не конфронтацией, а нормальным профессиональным диалогом, перешедшим в конструктивное сотрудничество.
- И все-таки, если возникают обострения в отношениях с региональными лидерами, - как вы их "снимаете"?
- Бывают обстоятельства, когда сразу не находится решение того или иного вопроса. Мы всегда готовы тщательно изучить его, открыто высказать наше мнение. Я всегда готов к обсуждению любых предложений, и это, поверьте, лучшее "лекарство" против надуманных обид и недоговоренностей.
- Некоторые эксперты считают, что уральские регионы теряют традиционную для них финансовую мощь. Недавно перестала быть донором федерального бюджета Челябинская область. Вот-вот эта участь постигнет и Свердловскую область. Что вы скажете по этому поводу?
- Во-первых, официального перечня - кто донор, а кто не донор - не существует. Есть регионы, где больше производится, нежели потребляется. Таких около 40. К сожалению, до сих пор не удалось выстроить систему межбюджетных отношений так, чтобы она устраивала все регионы. Но мы должны стремиться к выравниванию уровня жизни по всей стране, а без бюджетного регулирования со стороны федерального центра в этом деле не обойтись. Ведь благодаря такому регулированию удалось рассчитаться с долгами по зарплате бюджетников, медленно, но все-таки повышаются пенсии, зарплата учителей, выплачиваются детские пособия.
Кстати, в этом году в нашем округе выросла рождаемость. Не берусь утверждать, что это связано с регулярной выплатой пособий на детей, но то, что в социальной сфере начались положительные изменения, это факт.
- Чем вы объясняете распространенную ситуацию, когда губернатор и мэр областного центра пребывают в стадии хронического конфликта?
-Отсутствием разграничения полномочий между органом госвласти субъекта Федерации и органом местного самоуправления. Вы правильно подметили, эта проблема стоит очень остро. Аналогичные конфликты случаются в отношениях между органами федеральной власти и органами власти субъекта Федерации. Основная причина та же - отсутствие четкого разграничения полномочий и предметов ведения. Надо четко прописать, за что в городе отвечает мэр, за что - губернатор. Сегодня даже в судебной системе нет четкого правового регулирования в сфере отношений область - город.
- Возглавляемый вами округ - особенно Свердловская и Челябинская области - насыщен крупными промышленными предприятиями, на которых нет-нет да и вспыхивают скандалы, связанные с очередным переделом собственности...
- Такова реальность, связанная с изменениями в сфере собственности: кто-то ее покупает, кто-то продает... Важно, чтобы эти естественные процессы не приобретали криминального оттенка. Сколько людей погибло в борьбе за лакомые куски общественного пирога? Не счесть! Сегодня ситуация меняется, все спорные вопросы, конфликты должны решаться в соответствии с законом и только в суде. Так принято в любом правовом государстве. И органы государственной, региональной власти не должны вмешиваться в судебное разбирательство любого спорного вопроса.
- Но нам до такого законопослушания, как, скажем, в Германии, еще далековато. Зачастую судебные решения у нас добровольно не исполняются и приходится восстанавливать справедливость силой.
- Увы, это так. Для выполнения судебных вердиктов существует институт судебных приставов. Но и они должны действовать только в рамках закона. Минюст и МВД издали специальное распоряжение, запрещающее использование масок, за исключением спецопераций.
- Руководители уральской "оборонки" неоднозначно восприняли правительственный подход к очередной реструктуризации ВПК. Чем вы можете утешить "оборонщиков"?
- Я часто бываю на предприятиях "оборонки" и беседую с людьми. Со всей определенностью могу сказать, что госзаказ, размещенный на уральских предприятиях, будет профинансирован на 100 процентов. Прежние долги реструктуризируются и списываются.
Проблема в том, что для обеспечения обороноспособности страны потребуется лишь одна десятая часть существующих мощностей ВПК. Остальные подлежат перепрофилированию на выпуск гражданской продукции.
- Выходит, не избежать массовой безработицы?
- Думаю, мы не допустим этого. К примеру, на "Уралвагонзаводе" объем оборонной продукции составляет небольшую часть общего объема производства, а численность работающих за последние 2 года выросла на три с лишним тысячи. Важно и то, что государство не будет сторонним наблюдателем в процессе конверсии.
- Понятно, что круг забот у полпреда обширный. А какая из задач сегодня наиболее приоритетная?
- В ближайших планах - реализация кадровой политики президента. Для этого в округе создана специальная комиссия. Федеральным законом и рядом правовых актов определены конкретные требования к госслужащим, должностным лицам. Но далеко не все чиновники соответствуют этим требованиям. Давно пора навести порядок во властных и управленческих структурах, повысить профессиональные качества тех, кто реализует государственную политику в той или иной сфере. Многие из них не имеют должной подготовки. Наивно требовать эффективной работы от чиновников, которые некомпетентны, непрофессиональны. Мы долгое время не занимались подготовкой кадрового резерва, вопросами переаттестации чиновников, повышения их квалификации.
Планируем на заседании окружной кадровой комиссии рассмотреть положение дел в работе с кадрами в УВД Свердловской и Челябинской областей. Мы обеспокоены фактами служебных злоупотреблений, низкой дисциплины, преступлениями сотрудников самих правоохранительных органов... На основании рекомендаций комиссии определим меры по исправлению ситуации, предъявим претензии должностным лицам.
- Пришла, как я вас понимаю, пора решать не "общие", а конкретные задачи в политике, экономике, сфере безопасности, поэтому теперь нужны "кадры нового типа" - не демагоги широкого профиля, а специалисты, способные грамотно действовать в современных условиях?
- Примерно так. Все задачи государство решает при помощи конкретных чиновников. Поэтому как бы мы ни перепрофилировали организационно-штатные структуры власти и управления, какую бы огромную работу ни провели по приведению законодательства субъектов в соответствие с федеральным, результаты останутся мизерными, если чиновники будут продолжать игнорировать требования закона. Увы, некоторые госчиновники грубо нарушают закон и при этом годами занимают высокие должности.
- Что мешает избавляться от таких чинуш?
- Теоретически - ничего. А на практике все гораздо сложнее. У нас должностное лицо лишается кресла, когда его привлекают к уголовной ответственности. А если чиновник просто недобросовестный, нарушает правовую дисциплину, однако в его действиях нет состава преступления, - такому, как правило, многое сходит с рук. Этого дольше терпеть нельзя.
- Как бы вы сформулировали кадровую политику президента?
- Это комплекс мер, направленных на то, чтобы каждый причастный к большой государственной машине четко и в то же время инициативно функционировал. Чтобы чиновник любого ранга уважал закон и ясно понимал, для чего его назначили на должность.
- Иначе говоря, сегодня России нужен чиновник...
- Законопослушный, ответственный, знающий свое дело.
- В недалеком прошлом вы были одним из руководителей МВД, поэтому имеете представление о криминогенной ситуации в округе. Говорят, она весьма неблагополучная.
- К сожалению, это так. Скажем, недавно на окружной коллегии по безопасности мы рассмотрели программу мер по противодействию наркотизации населения. Борьба с этим опасным социальным явлением будет подкреплена финансовыми ресурсами. Думаю, сыграет свою роль и укрепление опять же кадров в органах внутренних дел и прокуратуре.
- После вашего визита в Ирбит местный художник написал картину, запечатлевшую полпреда Латышева в окружении отцов города. Как вы относитесь к подобным проявлениям внимания к своей персоне?
- Я этой картины не видел. Но посмотреть было бы любопытно. А художник пусть рисует что считает нужным.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников