09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ССЫЛКА ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

Федосов Александр
Опубликовано 01:01 02 Ноября 2001г.
Как-то они случайно столкнулись в Брянском драматическом театре. Александр Калягин потряс головой, отгоняя наваждение, и растерянно воскликнул: "Леня, ты что здесь делаешь?" Леонид Кулагин спокойно ответил, что работает главным режиссером местного ТЮЗа. Изумленный Калягин говорил потом чуть ли не о каком-то подвиге, о поступке настоящего интеллигента...

Этого поступка почти никто не понял - ни в Москве, ни в Брянске. Четвертый сезон работает Кулагин с труппой молодежного театра, но до сих пор актеры мучают и его, и себя вопросом: "Уезжает? Когда?" Начиная первую репетицию нынешнего сезона, Леонид Николаевич сказал: "Хватит об этом. Я буду здесь ровно столько, сколько буду нужен вам. А это зависит не только от меня, а и от вашего желания работать. Как только почувствую, что это желание пропало, в тот же день уеду".
Мы встретились в перерыве между репетициями "Ревизора".
- И все-таки, Леонид Николаевич, чем вызвано решение покинуть Москву?
- Лет шесть назад появилось намерение окончательно и бесповоротно покончить с актерской профессией. Было много разговоров, почему я ушел из Московского театра имени Гоголя, где работал с 1968 года. Таинственных подоплек нет. Просто однажды, репетируя роль в спектакле по пьесе Артура Миллера "После грехопадения", я сказал главному режиссеру театра Сергею Яшину, что это, пожалуй, моя последняя актерская работа. Странным образом мироощущение героя пьесы совпало, пусть это не прозвучит выспренно, с моим собственным желанием самоочищения, с попытками исправить какие-то прошлые поступки.
Я ушел из театра во времена "дикого рынка" 96-го года, в пору полуголодного существования. Отхлынули и зрители, которым было не до зрелищ. Это тоже подтолкнуло меня. Если зал пуст, работа и вовсе обессмысливается.
- Как воспринял Яшин ваше решение?
- Он не поверил, стал убеждать, что еще будут роли. Я понимал, что, скорее всего, их не будет... Значит, дальнейшая моя судьба должна зависеть только от самого себя. Как фаталист я безумно верю в судьбу, в то, что не бывает случайных встреч. Хотя, казалось бы, встречу с директором Брянского драматического театра Владимиром Макаровым, с которым мы были немного знакомы, и можно назвать случайной. Встретились в 1997 году в Москве на актерской бирже. Директору поручили подыскать главного режиссера для ТЮЗа, и он сразу же, едва поздоровались, предложил мне переехать в Брянск.
- Не удивило такое предложение?
- Напротив. Человек я счастливый, в трудный миг ангел-хранитель всегда выводил меня. Я ни секунды не сомневался. Ведь Брянск - не чужой город. Здесь я работал последние три сезона перед тем, как переехать в Москву. Ощущал, что в городе меня ценили как актера. Из Брянска я отправился впервые сниматься в кино. Это был первый фильм Андрея Смирнова "Ангел", входивший в киноальманах "Начало неведомого века". Закончив этот фильм и возвратившись домой, видел себя уже в роли кинозвезды. Но фильм вышел на экраны ровно через двадцать лет: в свое время его сочли антисоветским и даже копии уничтожили. Только одну сохранила в своем холодильнике наша монтажница. Но в 1967 году этот фильм видели многие режиссеры, в том числе Андрон Кончаловский. Видимо, в одном из эпизодов ему понравились мои печальные глаза и опущенные углы рта. Долгое время существовало негласное распоряжение не снимать меня в ролях положительных советских героев, предполагалось, что я всем своим видом звал не в коммунистическое будущее, а в прошлое. Благодаря Михалкову-Кончаловскому я и попал в прекрасное прошлое - тургеневское "Дворянское гнездо". Совмещать театр с кино было уже достаточно сложно, пришлось перебраться в Москву, хотя мы с женой не хотели этого. Почти тридцать лет служил на одной сцене. Но, по-моему, уже на второй день после ухода из Театра Гоголя мой портрет сняли. Немножко обидно было, но - сам захотел этого.
- Ваша семья остается в Москве?
- Приходится делить время между столицей и Брянском. Сейчас и кино меня вспомнило. Заканчивается фильм "Сезон охоты-2", где у меня одна из главных ролей. Есть предложение продолжить работу. Сглазить не боюсь, отношусь ко всему очень спокойно. Без работы не останусь. Есть, смею сказать, свой театр, который очень ценю.
- А насколько оценили вас брянцы?
- Я бы здесь разделил отношение зрителя и отношение властей. Зрителю, надеюсь, нужен. А вот другого внимания никогда не ощущал. Поначалу жил в арендованной квартире, потом года полтора ютился в пятиметровом гостиничном номере. Очевидно, власти полагали, что, получив квартиру, продам ее и срочно уеду. Дали наконец от драматического театра служебную квартиру. Сижу в ней один на всем первом этаже, потому что остальное жилье уже продано коммерсантам. Кругом грохот отбойных молотков, цементная пыль... Ничего не прошу, просто пришел к выводу: значит, городу не очень нужен. Ну ничего, я и без нормального жилья обойдусь. Радует то, что отношение к самому театру изменилось. Впервые за несколько десятилетий он ремонтируется. В прошлом году приобрели японскую звуковую аппаратуру. В нынешнем власти дали денег на световую технику. К сожалению, доброхотов в Брянске что-то не вижу, а ходить с протянутой рукой давно уже отвык. Хотя, не скрою, порой бывает очень обидно. Мои московские знакомые удивляются: что тебя держит? Держит то, что здесь уже проведена часть жизни. Хочется увидеть, как из зернышка что-то вырастет. Этим и дышу.
- Что из режиссерских идей удалось воплотить?
- Много пьес хотел поставить, но начал пугаться, что на все не хватит времени. А потом перестал планировать на несколько лет вперед. Иногда что-то подсказывает, какую пьесу взять. Рука сама потянется к нужной книге на полке. Вдруг философа Федорова начну читать или Бердяева. Очень хотел бы поставить "Хромого барина", тургеневский "Месяц в деревне".
- Может ли ваш опыт - добровольная творческая ссылка, хождение в народ столичного режиссера - стать рецептом спасения провинциальных театров?
- Я слышал, что еще один или два московских режиссера работают в провинции. С точки зрения нормальных людей мы уроды. Подозревают в каких-то тайных и не очень чистых причинах переезда. Но тот же Андрей Смирнов, которому я рассказал свою историю, был потрясен. Меня радует, что кто-то понимает смысл такого поиска. Да, мне кажется, "хождение в народ" благотворно во всех отношениях. Но, видимо, таких примеров пока мало.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников