Споры разгорелись вокруг одного из пунктов правительственного постановления, принятого еще 31
Споры разгорелись вокруг одного из пунктов правительственного постановления, принятого еще 31 июля 1998 года (N 880). "Транспортные средства, - говорится в этом документе, - с года выпуска которых прошло не более пяти лет, включая год выпуска, ... подлежат государственному техническому осмотру 1 раз в два года". На первый взгляд, вроде бы все ясно, но оказалось, что трактуют это положение инспектора и владельцы машин по-разному.
В третьем судебном процессе, который завершился в октябре, в качестве истца выступал один из руководителей компьютерного центра "Труда" Валерий Пичугин. Инженер-электронщик с 20-летним стажем, в совершенстве владеющий высшей математикой, объяснял на пальцах простые арифметические действия инспекторам ГАИ. "Смотрите, - говорил Пичугин, - у меня машина 1998 года выпуска. Считаем: 1998-й, 1999-й, 2000-й, 2001-й, 2002-й - пять лет. Более пяти лет не получается, правильно? Значит, в соответствии с тем пунктом правительственного постановления, в котором говорится о машинах, выпущенных не более пяти лет назад, следующий технический осмотр мне надо проходить в 2004-м...".
- Нет, - отвечали ему инспектора ГАИ Восточного административного округа столицы, - считать надо не так. В следующем, в 2003-м, году вашему автомобилю будет более пяти лет. Значит, в 2003-м машина и должна быть представлена на осмотр.
Доводы о том, что в правительственном документе о таком расчете нет ни слова, инспектора на принимали. Объективности ради надо признать, что спорный пункт в постановлении N 880 действительно изложен нечетко. Но в таком случае надо просто внести поправки в туманную запись, а не затевать многочисленные тяжбы с гражданами. Тем более что и упорный Пичугин, и истцы в двух других судах выиграли дело.
- Пусть хоть миллион москвичей подает в суд, мы будем по-прежнему стоять на своем, - сказали мне в московской ГАИ. - Потому что такова инструкция Главного управления государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Это уже серьезно. Неужели конфликт примет такие масштабы? За разъяснениями я обратился к заместителю начальника Главного управления ГИБДД Министерства внутренних дел РФ генералу Владимиру ШВЕЦОВУ. Приготовился к жесткой дискуссии, но оказалось, что спорить-то, собственно, не о чем.
- Более трех лет, - сказал генерал, - этот пункт постановления ни у кого из автомобилистов не вызывал вопросов. Но сейчас возник спор, обусловленный тем, что запись о сроках технического осмотра автомобилей позволяет двоякое толкование. Мне очень жаль, что так накалились страсти по не столь уж важному поводу. Вообще говоря, проверка с использованием средств диагностики для наших не очень качественных шестилетних машин не помешала бы. Но в конце концов каждый должен сам позаботиться о безопасности своей, семьи, других участников дорожного движения.
Учитывая нечеткость существующих положений о сроках прохождения технического контроля, Главное управление ГИБДД приняло следующее решение. Если машине не более пяти лет, то при очередном осмотре соответствующий талон выдается на два года. Для примера: "Жигули" были выпущены в 1998-м, тогда же вы купили автомобиль и прошли техосмотр. Значит, в 2002-м после очередного осмотра вам выдадут талон на два года. Но если эти "Жигули" выпуска 98-го были приобретены в 1999-м, то в 2003-м инспектор выдаст талон только на один год, ибо машине будет уже более пяти лет.
- Когда об этом решении узнают городские и областные госавтоинспекции?
- В первых числах ноября мы отправим эти разъяснения во все подразделения ГИБДД.
Генерал добавил, что выполнение решения будет контролироваться.