ДВЕ БРИТАНИИ

Два громких скандала, вырвавшихся за последние дни на страницы местной прессы, вызвали явное смятение в Великобритании. И немудрено. Страна, которая несколько столетий руководствуется демократическими принципами, где права человека - не просто декларация, а почти священная норма жизни, вдруг обнаружила дикое средневековье в своем собственном доме.

Представить только: оказалось, например, что тысячи британских граждан вступают в брак не по любви, не по взаимному желанию сторон, а по жестокому принуждению. Многочисленные случаи подобных браков происходят среди живущих в Британии выходцев из Южной Азии, в основном из Пакистана, Бангладеш, Индии. Как правило, речь идет о молодых женщинах, которых силком заставляют выходить замуж за тех, с кем родители договорились у себя на родине. А если они отказываются вступать в брак в Британии, их отправляют в Азию к будущему жениху.
Таким образом родители невесты решают сразу две проблемы: во-первых, получают с жениха кругленькую сумму за британское гражданство, во-вторых, выдают дочь не за какого-нибудь местного инородца, а за "добропорядочного мусульманина из своего села, города или рода". При этом родители вовсе не стесняются таких поступков. А то, что некоторые дочери сопротивляются, так это не беспокоит не только их, но и большую часть местных азиатских общин. Потому что если брак по принуждению считается естественным в каком-нибудь горном селе на севере Пакистана, почему выходцы из этого села не могут прибегнуть к нему в английском Лестере, Бирмингеме или Манчестере? У защитников подобных браков есть веский довод: мол, замужество по воле родителей - есть элемент культурного наследия данной этнической группы, а национальные культурные традиции в Британии уважают.
Защитники прав человека и многочисленные феминистские организации давно уже бьют тревогу по поводу судьбы молодых британок из фундаменталистских азиатских семей. И вот, наконец, их призывы услышало правительство. "Речь идет о насилии, о похищениях, о физическом воздействии, - заявила недавно заместитель министра внутренних дел баронесса Скотланд, - если женщина вступает в брак не по своей воле, фактически можно говорить о факте изнасилования".
Баронесса сообщила, что МВД рассматривает вопрос о браках по принуждению и намеревается внести в парламент новый закон, который будет квалифицировать их как уголовное преступление. В предстоящие два месяца МВД собирается создать специальный отдел по проблемам браков с целью оказания помощи жертвам таких правонарушений. Планируется также повысить возраст, с которого приезжим в Британии разрешается вступать в брак, - с 16 до 18 лет. В британском посольстве в Исламабаде будет введена специальная должность дипломата, который будет заниматься помощью тем молодым женщинам, которые имеют право на возвращение в Британию и которые были насильно вывезены из страны и выданы замуж за пакистанских мужчин. Кстати, за последние четыре года британский МИД рассмотрел более тысячи таких случаев, а 200 молодым женщинам, которые были насильно вывезены за границу, была оказана помощь.
Со скандалом вокруг принудительных браков совпал другой, не менее неожиданный и оскорбительный для британской демократии. На другом конце земного шара, на крохотном островке Питкерн в Тихом океане, который с колониальных времен принадлежит Соединенному Королевству, состоялись судебные слушания по фактам сексуальных домогательств. Недавно выяснилось, что на острове действуют невероятные традиции совращения малолетних девочек. Под судом оказалась ни много ни мало половина взрослого мужского населения Питкерна - целых семь человек. Их обвиняют в изнасилованиях, причем некоторые из этих случаев произошли 40 лет назад. Среди обвиняемых даже мэр острова и другие официальные особы.
Поразительно, но самыми рьяными защитниками растлителей выступают... местные женщины, которые утверждают, что нет ничего необычного в том, что девушки начинают заниматься сексом в 12-летнем возрасте. Подсудимые получили от 2 до 6 лет. Итак, британские власти решили отбросить в сторону архаические этнические традиции и все свое население причесывать под одну "демократическую гребенку".