04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛИТВА ТРЕБУЕТ ОТ РОССИИ ВОЕННОЙ ТАЙНЫ

Смирнова Ирина
Опубликовано 01:01 02 Ноября 2004г.
Последнее время у российских военных, следующих на службу в Калининград, все чаще возникают проблемы с транзитом через территорию Литвы.

Если вы после окончания вуза призваны в армию, едете поездом в свою воинскую часть в Калининградскую область для прохождения службы, не говорите об этом литовскому представителю при пересечении границы, иначе вас высадят на приграничной станции. Так недавно поступили с группой лейтенантов запаса, несмотря на то, что у каждого из них был российский паспорт, упрощенный проездной документ и они имели полное право ехать в Калининград транзитом через Литву. Но их собрали из разных вагонов и вывели: "У вас нет документов для следования воинской командой".
Пришлось службе военных сообщений Балтийского флота в экстренном порядке оформлять бумаги, маршрутные листы, словом, весь пакет документов, который литовская сторона требует при перемещении так называемых воинских команд. В конце концов вызволили лейтенантов и доставили к месту службы. А вот у матросов, призванных на срочную, зачастую, кроме военного билета, нет других документов. "Бывает, что воинская команда, следующая на Балтику из глубины России, не знает требований при перевозке военнослужащих в Калининградскую область, - говорит заместитель начальника службы военных сообщений Балтийского флота Александр Дупин, - хотя соответствующие указания были даны военкоматам по всей стране. Напомню, что у начальника воинской команды должен быть загранпаспорт, а у остальных - действующие российские паспорта".
А если у беспаспортного матроса-балтийца где-нибудь в "большой России" заболел родственник и нужно срочно к нему выехать, военнослужащий летит самолетом либо отправляется паромом до Санкт-Петербурга. Видимо, количество матросов, путешествующих из России в Россию такими способами, скоро возрастет в разы: с 1 января при транзите через Литву им потребуются уже не российские, а загранпаспорта. Так записано в межправительственном соглашении в июне прошлого года. В какие расходы это выльется на практике, похоже, никто не представляет. Ведь авиатранзит и паром дороже железнодорожного сообщения. Более того, правительство Литвы запретило Балтфлоту перевозить одновременно через свою территорию более 180 российских военнослужащих. А общее число вагонов воинского транспорта не может превышать два грузовых состава в сутки (не более 110 вагонов).
Продумано и регламентировано в военном транзите буквально все, включая поведение караула сопровождения, который при пересечении границы переходит под "опеку" литовских вооруженных охранников и в таком виде следует до пограничного пункта с Калининградской областью. Фактически в этот период российский караул безоружен. Количество караульных литовской стороной тоже регламентируется - разумеется, в меньшую сторону. Как все это выглядит и что означает в условиях активно действующего международного терроризма, даже не хочется говорить.
Встреча в Сочи глав государств России, Франции и Германии, в ходе которой, в частности, обсуждались перспективы калининградского транзита, не на шутку обеспокоила лидера литовских консерваторов, депутата Европарламента Витаутаса Ландсбергиса. По его мнению, российская сторона хочет изменить существующие правила грузового, пассажирского и военного транзита, поскольку они ее не устраивают. В связи с этим представитель литовских правых обратился к комиссару ЕС по внешним связям Крису Паттену с вопросом, на самом ли деле существуют намерения пересмотреть договоренности и изменить политику ЕС в отношении России в выгодном для нее направлении или, наоборот, нужно, чтобы Россия пересмотрела свою политику по отношению к соседям? Паттен ответил, что "договоренность в отношении российского пассажирского и грузового транзита через территорию Литвы не должна пересматриваться", однако, по его мнению, вопрос военного транзита - дело сугубо российско-литовское.
Представители российской стороны надеются, что будет разработано давно назревшее двустороннее соглашение по транзитным воинским железнодорожным перевозкам, а в нем наконец будет учтен гриф "секретно" при перевозке боевой техники и вооружений. Сегодня представители литовской стороны проверяют такие грузы, в том числе взрывоопасные, вскрывают вагоны и упаковки, требуют предоставления письменной информации с "расшифровкой наименований". По-своему трактуя эту расшифровку, игнорируя право России на сохранение государственной тайны, литовская сторона требует указывать все детали, вплоть до количества, калибра, массы заряда и пороха. А когда наши военные отказывают в этих сведениях, не пускают воинский транспорт через свою территорию. Это, по мнению начальника службы военных сообщений Балтийского флота Владимира Соболина, делает невозможным выполнение плановых централизованных железнодорожных перевозок.
В Минобороны России корреспонденту "Труда" сообщили о том, что в адрес главы военного ведомства Сергея Иванова поступило письмо от министра охраны края (обороны) Литвы Линаса Линкявичюса, в котором отвергнуты обвинения в блокировании российского военного транзита. По утверждению Линкявичюса, в 2003 и 2004 годы транзитом по территории Литвы не пропущено всего лишь 0,34 процента российского военного транспорта и 0,37 процента военных команд. "Решения об отказе выдать разрешения на транзит чаще всего принимались из-за нарушений российской стороной правил транзита: в учреждения Литвы, в частности, с опозданием поступала информация о транспорте, который прибывал не по согласованному плану или военные команды не сопровождались российскими солдатами. Высадки из поезда отдельно направлявшихся офицеров происходили из-за того, что они ехали с недействительными паспортами или не имели необходимых путевых документов", - подчеркнул в своем послании литовский министр.
Специальный представитель президента России по вопросам отношений с ЕС Сергей Ястржембский сообщил "Труду", что 11 ноября в Гааге состоится очередной саммит Россия - ЕС, на котором будет, в частности, рассматриваться вопрос грузового транзита через Литву в Калининградскую область. В случае неудачи эта проблема будет поднята вновь. Вопрос транзита заключается в том, что после вступления Литвы в Евросоюз стоимость грузового транзита через ее территорию значительно выросла. Такая ситуация в корне не устраивает российскую сторону, и она намерена всеми силами добиваться разрешения этой ситуации. Ястржембский также подчеркнул, что ЕС в данном случае нарушает достигнутые ранее договоренности, согласно которым условия транзита для России не должны были ухудшиться.
ИЗ КОМПЕТЕНТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как стало известно из источников в российском правительстве, во многих проблемах виновата именно наша сторона. В настоящий момент любой военнослужащий, имеющий на руках действующий российский паспорт, может беспрепятственно проследовать через литовскую территорию. Все военкоматы на данный момент предупреждены о том, что у солдат-срочников, направляющихся на службу в Калининград, на руках должен быть не только военный билет, но и общегражданский паспорт. То, что это требование не всегда выполняется, - проблемы нашей, а не литовской стороны. Зачастую неправильно или не полностью заполняются транзитные документы.
В данный момент перед российским военным ведомством стоит другой сложный вопрос - выдача военнослужащим загранпаспортов, которые им будут необходимы для проезда в Калининград железнодорожным транспортом с 1 января будущего года. Проведение такой акции связано с большими затратами денежных и людских ресурсов. Стоит отметить, что перевозка личного состава и военной техники воздушным и морским путями также не обещает снижения расходов.
Максим ЕГОРОВ.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников