"ЭТО КАК СОЛНЕЧНЫЙ УДАР"

Мы встретились со Светланой Крючковой в ее театре-студии, расположенном далеко от центра Санкт-Петербурга. Сюда она обычно добирается на своей старенькой машине.

- Светлана Николаевна, расскажите, как возникла эта студия?
- Она образовалась из выпускников моего актерского курса Гуманитарного университета профсоюзов. Мы сделали дипломный спектакль "Домой!" по пьесе Людмилы Разумовской, который собирался "с миру по нитке", а декорации делал мой муж. Я сразу сказала: или будет провал, или бомба. Получилась бомба. Мы решили не расставаться, держаться вместе и строить свой театр. Ну а уже дальше поставили "Блаженный остров" и "Прекрасен, чуден Божий свет". На конкурсе антрепризных спектаклей я получила приз за лучшую женскую роль в этой постановке.
- А вы не пробовали стать муниципальным театром? Все-таки антреприза - дело рискованное, сегодня она есть, а завтра нет.
- Мы стараемся, но пока не получается. Правда, сейчас муниципалитет Московского района предоставил нам на льготных условиях площадку дома культуры завода "Электросила". Район огромный, здесь большое количество учащейся молодежи, которой некуда пойти. И мы бы оказались очень кстати, тем более что наши актеры в том возрасте, когда можно легко найти общий язык с молодежной аудиторией. Как долго мы продержимся, пока не знаю, ведь моим ребятам живется непросто. Они и артисты, и рабочие сцены, и осветители, и бутафоры. Мой старший сын Митя работает звукорежиссером, подбирает музыку к спектаклям, а иногда и сам сочиняет.
- Но почему вас потянуло в режиссуру?
- Да никуда меня не тянуло - просто надо было спасать ребят, что-то с ними делать. Вот я и начала ставить спектакли. Ведь кое-чему я научилась, когда работала во МХАТе вместе с Анатолием Васильевым и Романом Виктюком. Да и Георгий Товстоногов тоже многому меня научил. Это была колоссальная школа. Он почему-то всегда давал мне роли на "сопротивление", не свойственные моей натуре.
-Теперь говорят, что психологический театр, который исповедовал Товстоногов, устарел. Нынче, мол, другое в моде: "говорящие" режиссерские символы...
- Да чепуха все это. Ни за что не поверю, что зрителей перестали волновать человеческие судьбы и характеры. Все эти разговоры от лукавого, ими прикрываются режиссеры, которые хотят без особых усилий сделать "шедевр". С таких спектаклей я после первого акта ухожу.
- А вот в БДТ я не заметила, чтобы публика уходила в антракте. Там что, все спектакли хорошие или публика такая особенная?
- Шлейф былой славы продолжает тянуться за этим коллективом, каким бы он ни был сейчас. Театр по-прежнему считается интеллигентным, со своими традициями. Ведь не случайно в нем так долго не могли выбрать главного режиссера и вот, наконец, остановились на Темуре Чхеидзе, который ставит у нас спектакли уже 15 лет.
- Надеюсь, он вам предложил новую роль?
- После смерти Товстоногова я сыграла всего две роли: Раневскую в "Вишневом саде" и мамашу Кураж. Но в принципе я рада, что Темур Нодарович возглавил наш коллектив.
- Скажите, а почему спектакль Сергея Яшина "Мамаша Кураж" всего год продержался в репертуаре?
- Яшин - милейший человек, высокой пробы профессионал, поэтому врагов у него не было. Все дело заключалось в том, что у меня возникли напряженные отношения с театром, который не захотел мне помочь в трудную минуту, похлопотать за меня, чтобы сменить квартиру, как выяснилось, сильно зараженную испарениями ртути из подвала. Я обиделась и на какое-то время ушла из театра, чтобы заняться переселением своей семьи в другую квартиру. Выручали меня из беды москвичи. Станислав Говорухин написал письмо губернатору Яковлеву, подключился и Никита Михалков - позвонил в мэрию, но особенно мне помог Иосиф Кобзон, его слово оказалось решающим. Конечно, это выглядит несколько странно: питерской актрисе помогают люди из Москвы. Впрочем, со столицей меня по-прежнему многое связывает, и я никогда ее не забываю.
- Но почему тогда вы уехали из Москвы, где ваша актерская карьера так удачно складывалась?
- Великая любовь тому была причиной. Я уехала в Питер за любимым человеком - оператором Юрием Векслером. Это нормально, потому что каждая женщина должна находиться рядом с возлюбленным, где бы он ни был. Позже я собиралась вернуться в Москву, но вновь встретила любовь - Сашу, своего нынешнего мужа, и осталась. Так что любимые мои мужчины "привязали" меня к городу на Неве. Хотя и с работой здесь сложнее, чем в Москве, и денег столько не заработаешь.
- Любовь так много значит в вашей жизни?
- А как же! Не верьте тем людям, которые говорят про меня: она как танк идет напролом и судьбу делает сама. Ничего подобного: я всегда нуждалась в крепком мужском плече.
- Как вам удается сочетать женственность и трезвый мужской расчет?
- Наверное, это с детства. В семье я была третьим ребенком, как бы недолюбленным, чувствовала себя одинокой. Из-за этого много читала и в книгах набиралась уму-разуму. Я изначально знала, насколько сложна актерская профессия и никогда не опускала руки. Если меня не занимали в спектаклях, не снимали в кино, то начинала делать чтецкие программы и ездить с ними по стране. Я рожала детей, учила их добру. А ведь это, согласитесь, тоже творчество - воспитывать человека.
- В то же время женщине сложнее пробиться наверх. Как она ни старается, мужчины все равно ее оттирают...
- Наши женщины быстрее адаптировались к сильно изменившейся жизни. Большинство мужчин растерялось, а они, наоборот, стали еще больше работать, так как в первую очередь отвечают за своих детей.
- У вас с сыновьями есть контакт?
- Слава Богу, есть. Правда, с младшим сложнее, ему 14 лет, сами знаете, какой это возраст. Но я всегда стараюсь им быть другом. Они меня даже мамой не называют, придумывают разные смешные клички. С одной стороны, мне нравится, что старший сын не похож на современных деловых ребят, которым ничего не стоит ради карьеры предать друга, а с другой - у меня сердце кровью обливается, как представлю, что ему предстоит пережить с его честностью... Не знаю, может быть, у меня слишком развит материнский инстинкт, но я не могу спокойно смотреть, как студенты доходят до голодных обмороков. Сейчас у них собираются отбирать проездные билеты и все обучение сделать платным. Я не понимаю, как им смогут помогать родители, которые получают не больше трех тысяч рублей? К примеру, у меня зарплата в БДТ 2 тысячи 930 рублей. И никому не стыдно, что народная артистка России получает такие деньги. Приходится работать еще в нескольких местах...
- Но ведь такой немыслимый график изнашивает здоровье!
- Еще как! К тому же для артистов большое значение имеет энергетика, чтобы каждый вечер "завоевывать" зрительный зал. Для этого надо накапливать ее, то есть отдыхать.
- А какой отдых вы предпочитаете?
- Домашний. Я не люблю тусовок.
- Зато вас часто можно встретить на разных митингах, собраниях общественности. Почему?
- Потому что я неравнодушный человек. Я люблю свою страну и хочу, чтобы наши люди жили лучше. Лев Толстой сказал, что зло, которое окружает нас, один человек исправить не может, но может передать страдание, пробудить совесть.
- Вы верующий человек?
- Да. Я очень долго к этому шла, крестилась только в 31 год. Что такое вера? Для меня это система нравственных координат. Но чего я пока не умею делать, так это подставлять вторую щеку после первого удара. И когда режиссеры начинают обвинять меня, что я на них нападаю, то мне становится смешно, потому что я задаю им профессиональные вопросы, а они ответить не могут.
- А когда не прав ваш муж, вы тоже на него нападаете?
- Бывает, что и кричу, но потом быстро отхожу. На самом деле он мне друг, единомышленник, помощник. Я всегда езжу с ним на разные кинофестивали, некоторые даже спрашивают меня: это ваш телохранитель?
- Помимо вашего театра, он еще занимается чем-нибудь?
- У него золотые руки. Сейчас, когда наш старший сын женился, мы решили оставить ему большую квартиру, а сами переехать в маленькую мужа. Так вот: Саша сделал из нее "конфетку", присоединив к ней чердак. Сам занимался сварными работами, укладывал паркет. Получилось прелестно. Приглашаю вас в гости!
- Спасибо! Но все-таки сознайтесь, вы лидер в семье?
- Во-первых, я старше мужа на 12 лет, а это очень важно, когда решаются жизненно важные проблемы.
- Чем же он вас покорил?
- На этот вопрос нет ответа. Это как солнечный удар. Я увидела его и с первого взгляда влюбилась. Мы с ним познакомились, он пришел ко мне в гости и остался. Конечно, разное бывает, даже на год расставались, а потом расписывались во второй раз. Но я ни о чем не жалею. Когда трудности не разобщают, а сплачивают, то это на всю жизнь!