ИРАКУ ГРОЗИТ РАСПАД НА ТРИ НЕРАВНЫЕ ЧАСТИ

Сегодня в Ираке очень много недовольных новой конституцией страны. В создавшейся ситуации нельзя исключать даже возможность начала кровавой широкомасштабной междоусобицы.

Напомню, Ирак в тексте конституции назван союзным свободным государством с демократическим парламентским строем. Однако, как можно понять из сегодняшней ситуации, это далеко не союзное государство, к тому же не имеющее подлинно парламентского строя. Это связано с тем, что оно не имеет никакого отношения к конституции, за которую голосовал иракский народ. На мой взгляд, в документе заранее заложен ряд мин замедленного действия. Прежде всего - это распад Ирака на три составные части, а может быть, и больше.
Курдистан многими политологами рассматривается как своеобразная зона. Ее населяет 20-миллионный народ, который за всю свою историю не имел своего государства, но всегда о нем мечтал. Сегодня такая возможность появилась. Тем более что на территории иракского Курдистана есть возможность создать свободное государство. Оно де-факто уже существует, а де-юре курды, понятно, рассматривают возможность оформить свое государство. Вот поэтому они и поддержали новый проект основного закона страны. Однако эта ситуация порождает сразу несколько вопросов, включая реакцию Турции, которая крайне негативно относится к возможности создания самостоятельного курдского государства. К этой идее также негативно относятся Сирия и Иран, - учитывая, что курды захотят присоединить населенные соплеменниками сирийские, иранские и турецкие территории. Не стоит забывать, что Турция, будучи членом НАТО, не раз проводила военные "зачистки" на территории Ирака, не спрашивая об этом ни Саддама Хусейна, ни международные структуры. Таким образом, в конституции заранее заложен военный конфликт, не говоря уже о политическом.
Стремление создать собственное государство есть и у иракских шиитов. Они рассчитывают на поддержку соседнего шиитского Ирана. Напомню, что основная часть шиитских лидеров из Ирака получила образование именно в этой стране. Туда они бежали от репрессий Саддама Хусейна, там они прониклись идеями строительства шиитского государства. И теперь многие из них намереваются выделиться в самостоятельную территорию либо государственное образование, которое во многом будет находиться под влиянием шиитских властей Ирана, что не будет способствовать нормализации ситуации в стране.
Самыми обделенными оказались сунниты, которые после многих лет нахождения у власти оказались без нефтяных источников. Они находятся в центральной части страны, тогда как основные запасы "черного золота" расположены на юге и севере. Отнюдь не факт, что курды на севере и шииты на юге будут делиться своими нефтяными запасами и доходами от них с суннитами. Ситуацию омрачает и то, что за время правления Хусейна у шиитов и курдов накопилось много обид по отношению к суннитам. Ситуация в перспективе ведет к тому, что сунниты возьмутся за оружие, чтобы сплотить всю страну, а главное, взять под контроль или по крайней мере приобщиться к тем источникам нефти, которые после раздела Ирака могут стать им недоступными.
Не стоит забывать, что в результате гипотетического развала Ирака сунниты окажутся также отрезанными от выхода к морю. В результате юг страны, который выходит на Персидский залив, попадет в руки шиитов, а, следовательно, Ирана, который уже давно претендует на ряд иракских территорий. В связи с этим между Ираном и Ираком уже неоднократно происходили не только политические, но и военные столкновения. Стоит вспомнить восьмилетнюю ирано-иракскую войну.
На сегодняшний день эти противоречия сглаживаются исключительно присутствием иностранных войск. В случае, если бы они ушли сегодня из Ирака, все эти разногласия перешли бы в состояние не столько гражданской, сколько кровавой межэтнической и межконфессиональной войны. Примером может служить Югославия. Пока это сдерживается присутствием коалиционных сил, прежде всего американцев. Мне кажется, что создать вариант демократического, независимого государства, о котором говорится в конституции, с учетом размещения на территории Ирака иностранных войск, - маловероятно, поскольку иностранное присутствие многие иракцы оценивают крайне негативно. Разумеется, когда происходило свержение Саддама, курды и шииты это поддержали, поскольку думали, что таким образом можно избавиться от ненавистного им режима. Это была их тактическая задача. Однако уже через месяц курдские и шиитские лидеры заявили, что задача иностранных войск выполнена, и теперь они должны покинуть территорию страны. Они настаивают, что в дальнейшем хотят строить государство согласно своим взглядам и принципам.
Такая ситуация дает немного шансов на мирное разрешение проблем, которые возникнут и в результате вывода иностранных войск, и в результате принятия новой конституции. Мне кажется, Ирак преподнесет еще немало сюрпризов, и мировому сообществу придется активно вмешиваться, чтобы гасить будущие конфликты на его территории.