06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БАРСУКИ ВАС НЕ ПОЙМУТ

Значимость национального парка "Лосиный Остров" для Москвы трудно переоценить. Если бы не этот зеленый оазис, восток и северо-восток столицы смело можно было называть зоной экологического бедствия. Однако заповедный статус отнюдь не дает гарантии неприкосновенности национальному парку. На днях в Министерство природных ресурсов (МПР) поступил запрос Федерального управления автомобильных дорог (ФУАД) "Центральная Россия". В нем идет речь об изъятии земель "Лосинового Острова" для расширения Ярославского и Щелковского шоссе.

Для тех, кто не в курсе, напомним: по закону любое изменение границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в том числе и национальных парков, запрещено. Правда, в отдельных случаях постановлением правительства России можно снять вето. На это и рассчитывают дорожники. Мало того, в МПР уже дали принципиальное согласие на урезание земель нацпарка, правда, с условием, что к нему будут присоединены равноценные участки.
Что касается Ярославского шоссе, то здесь экологи и дорожные строители на удивление единодушны. Как известно, Ярославка - одна из самых проблемных дорог Подмосковья. Многокилометровые пробки на ней в порядке вещей. По словам директора "Лосиного Острова" Александра Янгутова, чтобы улучшить пропускную способность шоссе, планируется расширить мост через Яузу, а также увеличить разворотную площадку, от которой отходит дорога на Мытищи. Это в общей сложности отнимет у парка около 5 гектаров заповедных земель. Впрочем, по мнению директора по природоохранной политике российского отделения Всемирного фонда охраны дикой природы (WWF) Евгения Шварца, эти участки не представляют большой экологической ценности. Их потеря для национального парка компенсируется общим улучшением экологической ситуации вокруг шоссе. Ведь вместе с пробками исчезнут "холостые выхлопы", которые делают машины, попавшие в затор.
Куда сложней ситуация со Щелковским шоссе. По словам главного инженера ФУАД Павла Ковалева, самый предпочтительный вариант для дорожных строителей - построить новую трассу, которая пройдет северо-восточней нынешней. То есть по территории заповедника.
- Если мы будем расширять уже существующее Щелковское шоссе, придется переселять жителей близлежащих домов. В этом случае реконструкция дороги обойдется в астрономические суммы, кроме того, работы растянутся на несколько лет, - говорит он.
По мнению главного редактора Красной книги Москвы, кандидата биологических наук Бориса Самойлова, дорожные строители, мягко говоря, лукавят. Достаточно взглянуть на карту ближнего Подмосковья, чтобы убедиться: для расширения дорожного полотна на выезде из столицы достаточно снести дома одной только деревни Щитниково. К тому же, по словам Самойлова, к шоссе в этом районе подступают малоценные для парка территории. Поэтому, как и в случае с Ярославкой, ущерб, нанесенный природе, будет невелик.
- Если же все-таки утвердят предпочтительный для ФУАД вариант, то на "Лосином Острове" можно ставить крест, - говорит Борис Самойлов.
Дело в том, что в этом случае отрезанной от основной части парка окажется значительная часть лесного массива, которая потеряет всякую экологическую ценность. В свое время "Лосиный Остров" разрезала Московская кольцевая автодорога. Последствия того вторжения сказываются до сих пор. На грани гибели оказались все малые реки, пересекающие дорогу. Особенно пострадала река Ичка. В нацпарке исчезли десятки видов животных. Среди них редкие для Подмосковья выдры, выхухоли, пятнистые олени, барсуки. На порядок ухудшилось качество воздуха. Еще одно шоссе на территории "Лосиного Острова" превратит его в разрозненные лесные "лоскуты".
Начальник управления ООПТ Минприроды Дмитрий Федоткин заверил корреспондента "Труда", что любой губительный для заповедной территории проект не пройдет экологической экспертизы. А в качестве компенсации за потерянные заповедные гектары парк получит равноценные в экологическом отношении участки за пределами его границ.
Однако, по словам Бориса Самойлова, вокруг "Лосиного Острова" не осталось ни одного гектара сколько-нибудь ценной в экологическом отношении земли. Тревожит и другое. Эксперты многих компаний по недвижимости утверждают, что в случае, если будет увеличена пропускная способность Щелковского шоссе, цены на землю и жилье на этом направлении вырастут на 15 - 20 процентов. А это значит, что в деле замешаны крупные экономические интересы. Поэтому выводы экологической экспертизы, как это уже не раз бывало в подобных случаях, могут оказаться, мягко говоря, небесспорными.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников