ПОСЛЕДНЯЯ ПУЛЯ БОНДАРЧУКА

7 ноября, в символический для многих в России день, на телеэкран выходит фильм Сергея Бондарчука "Тихий Дон". Последняя картина режиссера-оскароносца более десяти лет находилась под арестом и хранилась в итальянском банке. Эти годы семья Сергея Федоровича боролась за то, чтобы вернуть отснятый материал на Родину. Благодаря усилиям многих людей, в том числе и первых лиц страны, бесценные коробки с пленкой легли на монтажный стол сына Бондарчука - Федора Сергеевича. Именно ему предстояло завершить дело, начатое отцом. И вот "Тихий Дон" приходит к российскому зрителю.

ИТАЛЬЯНСКИЙ АНТИДЕПРЕССАНТ
Получив из Италии предложение экранизировать Шолохова, Сергей Федорович был счастлив. В конце 80-х он и сам вынашивал замысел снять фильм по любимому роману. Но после "революционных" событий на V съезде Союза кинематографистов началась травля режиссера со стороны некоторых его коллег, в одночасье добившихся начальственных постов. В финансировании картины Бондарчуку было отказано.
Подписывая контракт с итальянцами, Бондарчук был готов приступить к съемкам немедленно - он знал роман досконально. Как только от семьи Шолоховых были получены эксклюзивные права на создание сценария, Сергей Федорович приступил к работе.
На главные роли продюсеры пригласили западных звезд - Руперта Эверета и Дельфин Форест, а также Мюрея Абрахама. Остальные роли предложили ведущим российским артистам. Но им предстояло сыграть Шолохова на английском, и для некоторых исполнителей это стало непреодолимой преградой - они отказались принимать участие в проекте. А вот Дельфин Форест, исполняющая роль Аксиньи, напротив, за время съемок неплохо освоила русский.
Актрисе Ирине Скобцевой, супруге Бондарчука, досталась роль Ильиничны. "Изначально ее должна была играть другая актриса. Сами посудите, ну какая из меня Ильинична?! У меня тогда был совсем другой имидж. Но обе актрисы, которых Сергей просил сняться в его картине, отказались играть на английском. Время поджимало, и Сергей сказал: "Выручай!"
По условиям контракта фильм снимался в рекордные для того времени сроки - серия за 12 дней. Да и сам Сергей Федорович, здоровье которого пошаливало, торопился завершить работу.
Последний съемочный день пришелся на середину декабря 1993 года. В Европе начинались рождественские каникулы, работа волей-неволей приостанавливалась. Измотанный многомесячным напряженным трудом Сергей Федорович вместе с супругой отправился домой, рассчитывая немного отдохнуть, а по окончании празднований вернуться в Италию и заняться монтажом картины. Но миновали и Рождество, и Новый год. Уже и зима подходила к концу, а продюсеры почему-то не торопились продолжить работу над картиной.
Приглашения Сергей Федорович так и не дождался...
БЕГСТВО ПСЕВДОПРОДЮСЕРА
Вся эта история началась с того, что некий амбициозный продюсер по имени Винченцо Рисполи, решив обессмертить себя в истории кино, запустил в производство три глобальных проекта - "Тамерлан", "Чингисхан" и "Тихий Дон". "Чингисхана" отдали на откуп американскому режиссеру, но картина не состоялась. "Тамерлана" начал снимать Али Хамраев, советский режиссер из Узбекистана, постоянно проживающий в Италии. Но и эта работа не была закончена.
И лишь "Тихий Дон", за который взялся Бондарчук, был снят целиком.
После его смерти Ирина Константиновна начала бороться за то, чтобы последняя картина мужа, стоившая ему жизни, оказалась на родине авторов романа и фильма. Чтобы ее увидели соотечественники. Но "Тихий Дон" бесследно канул вместе с Винченцо Рисполи, объявившим свою фирму банкротом. Начались суды, консультации с адвокатами, поездки в Италию. Вспоминает внук режиссера, актер и художник Константин Крюков: "Сколько помню себя, столько тянулась вся эта история. Я был еще маленьким, когда она началась. К нам домой приходили юристы, и бабушка проводила немыслимое количество времени, ведя бесконечные переговоры. Это действительно было главным делом всей семьи".
На самом деле все было предельно просто. Будучи истинным художником, Сергей Федорович не особо разбирался в юридических тонкостях. Этим и воспользовался продюсер, составив контракт так, что Бондарчук никакими правами на собственный фильм не обладал. Он был лишь приглашенным режиссером.
Спустя год после смерти Бондарчука Рисполи объявился в Лондоне и предложил России выкупить фильм за 4,5 миллиона долларов. Но у него уже сложилась репутация пройдохи - переговоры не состоялись. А фильм оказался в сейфе итальянского банка в качестве компенсации долга продюсера-банкрота.
Но вот ситуация наконец разрешена. На российский экран выйдет семисерийная телеверсия картины.
ГОЛОС НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА - ЗА СЕРГЕЯ ФЕДОРОВИЧА
До отъезда из Италии Бондарчук-старший успел смонтировать лишь несколько сцен, которые считал наиболее важными. Они вошли в окончательный вариант фильма. Но основную работу по завершению картины выполнила группа специалистов, возглавляемых Федором Бондарчуком. Они кропотливо собирали материал, выстраивая его в соответствии с единой концепцией, часто опираясь лишь на собственное чутье.
Рассказывает Федор Бондарчук: "Когда я занимался монтажом "Тихого Дона", проблема принятия решения стояла для меня очень остро. Я не копался в архивах своей памяти, вспоминая, как отец работал на площадке. Но в крови и подсознании было заложено некое ощущение того, как должен выглядеть тот или иной кадр, та или иная сцена. И я надеюсь, что понял замысел отца. Потому что наше с ним видение кинематографа похоже. Когда я снял "9 роту", коллеги с СТС, готовя передачу о фильме, взяли две картины отца - "Судьба человека" и "Они сражались за Родину" - и несколько планов из этих фильмов смонтировали с "9 ротой". И когда я увидел, насколько некоторые сцены из моей картины и фильмов отца похожи, был просто потрясен".
Снятый 15 лет назад материал подвергся серьезной цветокоррекции, кое-где была добавлена компьютерная графика. Также, в дополнение к отснятым сценам, были сделаны съемки натуры, пролеты над Доном, добавляющие картине национального колорита.
Важную роль в фильме играет закадровый авторский текст, который читает Никита Михалков. "На мой взгляд, основная проблема состоит в том, что отец снимал это кино в расчете на людей, читавших роман Шолохова, - объясняет Федор Бондарчук - А сегодняшний зритель, думаю, Шолохова не читает. Поэтому возникла необходимость какие-то сцены объяснять закадровым текстом, выявляя причинно-следственную связь тех или иных событий".
Кстати, глава Первого канала Константин Эрнст признается, что выбор на Михалкова пал не случайно. Никита Сергеевич был единственным, кто выступил в поддержку мастера на том самом драматическом съезде Союза кинематографистов.