МЫ - НЕ МЯСНИКИ

Утиная охота в Тверской области длится с конца августа до поздней осени. Обычно мы с братом Лешей приезжаем к самому открытию, когда птица еще непуганая, не прячется по лесным болотам и в камышовых затонах на Волге. Но в нынешнем году припозднились. Егерь, выписывающий путевки, сочувственно заметил, что лучшее время упущено, и утка ныне "сидит крепко".

Мы решили далеко не ходить, а проверить пруды и болота, расположенные прямо за селом Родня. Отец четверть века назад купил здесь старенький дом. Утка - птица осторожная, но, как ни странно, когда охотники начинают ее гонять, нередко ищет убежища у поселков. Иной раз целые выводки ночуют в луже у дороги или возле скотного двора.
Часов в восемь вечера мы натянули ветровки защитного цвета, такие же кепки, высокие резиновые сапоги-болотники. Экипировка для этого вида охоты - самая простая. Главное, чтобы одежда не была тяжелой и не стесняла движения. А если погода теплая - защищала бы от комаров. Закинув за плечи двустволки, не торопясь, пошли к пруду. Его 20 лет назад выкопал сосед Степаныч на краю своего картофельного поля. Сын Степаныча - Валера рассказывал, что видел там уток. По правилам, охотиться можно не менее чем в 100 метрах от жилья. До этого водоема - метров 300.
Шагали тихо, заранее загнав в стволы патроны. На подходе вообще крались на цыпочках. Осторожничали не зря. Едва в прогалке показалось зеркало пруда, раздался шум крыльев, и две утки с кряканьем снялись с воды. Первым отдуплился Алексей. Мимо. Стреляет он неплохо, но я не раз замечал, что его чешская "зброевка" бьет слишком кучно и для утиной охоты не очень подходит. Зато моя старенькая "ижевка" не подвела. Со второго выстрела достал крякву, которая была уже над самым высоким на другом берегу кустом. Она камнем рухнула вниз. Прикинул, что снял ее метров с тридцати.
Теперь надо найти добычу. Чертыхаясь, долго лазили по зарослям, а потом решили, что поиски продолжим утром с собакой. Перезарядили ружья и притаились. Утки славятся завидным зрением - с высоты полета даже в сумерках сразу замечают плохо замаскировавшегося охотника. Да и слух у них отменный.
Быстро стемнело. Пару раз слышали знакомое фьюу-фрр - небольшие утиные стаи спешили на ночевку. Но наш пруд их чем-то не устраивал, и они плюхались дальше - в почти пересохшее болотце. Наконец, когда мы почти собрались уходить, заветный посвист утиных крыльев раздался прямо над головой. Запоздалая пара с шумом села на воду. Разглядеть их в сумерках почти невозможно - пришлось бить на звук. Но оба не промахнулись. Правда, выяснилось, что стреляли мы по одной и той же утке, а вторая благополучно скрылась. Достав фонарик, Алексей нащупал лучом еще трепыхавшуюся на воде птицу. Пришлось ему, как младшему, раздеваться и лезть в холодную воду. Зато крупная, упитанная кряква досталась тоже ему. А первую утку отыскала на утро моя лабрадорша Найда.
В более диких местах добыча двух уток показалась бы пустяковой (на Валдае их бьют десятками). Но в наших краях, близ села, - это неплохой результат. Особенно если помнить, что утиная охота - не заготовка птичьего мяса, а захватывающее приключение.