ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, УЧИСЬ ТОРГОВАТЬСЯ

Не от хорошей жизни садимся мы в подержанные авто - от нехватки денег. Притом россияне приобретают "железных коней" - чаще весной и летом. Такова статистика. Осень же и зима - "мертвый сезон". Цены фиксируются и даже снижаются. Продавцы становятся сговорчивее. Но прежде, чем отправляться за машиной, неплохо присмотреться к авторынку. Своим гидом я выбрал Сергея ДОЛИННОГО - доку в автоторговых делах.

ЧТО ЛУЧШЕ: "МЕРС" ИЛИ "ЖИГУЛИ"?
На этом московском рынке "полки ломятся" от различных авто.
- Не все золото, что блестит, - иронично замечает Сергей. - Внешний вид важен, но на нем нельзя зацикливаться. Главное - определиться: какая машина тебе нужна?
- Почему же ты рекомендуешь неискушенному покупателю брать с собой на авторынок человека, который разбирается в машинах и даже приплачивать ему за это?
- Возьми приспособления и приборы, которые поднимают цену, но практически малополезны. Вот электростеклоподъемники. Для задних боковых стекол они вряд ли нужны, если вы возите детей. Или люк на крыше. Зачем он да еще с электроприводом? Установка не предусмотренного оборудования не только опустошает карман, но и снижает надежность машины. И вообще чем меньше на подержанном авто (неважно, наше оно или зарубежное) "прибамбасов", тем оно выносливее и дешевле.
- На чем еще можно сэкономить?
- Начнем с габаритов. Большой автомобиль и у нас становится немодным. Пробки, трата бензина неимоверная. Высок на объемные машины и транспортный налог, и затраты по уходу. Зато он долговечнее. Каждый пусть сам прикидывает, что ему выгоднее. По мне лучше машина среднего класса с двигателем 1,5 - 1,8 литра.
В любой подержанный автомобиль после покупки придется вкладывать от 500 до 1000 долларов, чтобы привести его в порядок. Нет, поездить какое-то время без особых проблем можно, но болячки все равно вылезут. Их лучше ликвидировать до того, как это случится. Ну а заменить все жидкости в двигателе и трансмиссии сам бог велит.
Затраты на эксплуатацию. Принято считать, что отечественные авто ремонтировать не так накладно, как импортные. Это верно, но не всегда. Так, если купить иномарку, распространенную в России, к примеру "Фольксваген-Пассат", то с дешевыми запчастями проблем не будет. На любой разборке битых авто вы найдете все, что требуется. Есть, правда, детали, которые нужно ставить только новыми. Однако и тут умельцы находят выход. Знаю одного мастера, который составил каталог, где поместил детали отечественных машин, которые подходят для иномарок. Когда у меня на "Вольво-264" вышел из строя диск сцепления, он поставил "волговский" и тот пахал как миленький.
- А на чем экономить нельзя?
- На приспособлениях и узлах, обеспечивающих безопасность на дороге. Сегодня брать машину без антиблокировочной системы, которая позволяет легче преодолевать ледяные участки на трассе, как-то не к лицу. Если есть еще и система противоскольжения, то не надо скупиться.
- Где искать авто?
- Из всех зол надо выбирать меньшее. Где тебя легче всего обмануть? На авторынке. Чаще всего здесь торгуют перекупщики. Они накручивают цены максимально, поскольку их заработок целиком зависит от продаж. Сюда попадают и убитые машины, и краденые, и с перебитыми номерами, одним словом, нечистые. Недавно мой знакомый купил "жигуленка". Он был собран "на коленке" из трех машин! А вот посмотри на этот старый "Форд-мустанг". Машина выглядит хорошо, если не считать, что фары - от нашей "десятки". Лучше ее обойти стороной, поскольку неизвестно, что напихано внутри. Почти половина авто на московских рынках - проблемные.
Можно искать машину через газеты и интернет. Но часто объявления дают все те же перекупщики. Они читают СМИ раньше всех, затем мчат к хозяевам авто, покупают и через ту же газету выставляют на продажу, но уже по повышенной цене. Такой вот бизнес у них. Перекупщиков легко отличить от настоящих владельцев. Они обычно подписываются только именами: Аркадий, Федор. Хозяин же, как правило, сообщает и фамилию, и другие выходные данные. О машине говорит честнее, чем перекупщик. Настоящих владельцев чаще встретишь в интернете.
Минусы такого рода поисков в том, что проверять машину на угон покупателю придется самому. Почти на всех московских авторынках есть представители ГИБДД, которые "пробьют" машину, определят, ворованная она или нет, сверят документы. Но и тут - никакой гарантии. К сожалению, те, кто официально дает заключение о том, что машина не в угоне, не отвечают за свои подписи. Лазейка для нечестных ментов. А сколько бы проблем отпало при покупках, если бы капитан имярек, который поставил свою закорюку под заключением, отвечал бы за это пусть не головой, а хотя бы рублем. Глядишь, сократилось бы количество "левых" документов, да и "проблемных" машин на авторынках стало бы меньше.
Эти проблемы исчезнут, если вы рискнете сами поехать за рубеж (или через туркомпанию - в Москве таких несколько) и там выбрать авто по душе. Но об этом - в другой раз.
КАК СБИВАТЬ ЦЕНУ?
- Заметь, как обозначены цены на лобовом стекле: за "Ауди-4" просят 7450 евро, за "Мерседес" - 15 700. Значит, хозяева готовы отдать их за 7000 и 15 000. Почему завышают? В расчете на верящих бумажке.
- Какие приемы еще рассчитаны на неискушенных покупателей?
- Если торговец почувствовал, что вы серьезно намерены купить именно конкретный автомобиль, он не будет хвалить его напропалую. Сначала он как бы обозначит некоторые мелкие недостатки, но тут же завалит их преимуществами, да так обильно, что об изъянах покупатель забудет напрочь.
Если на машине коробка-автомат, то продавец непременно скажет, что из-за нее цена повышается. Это так. Однако торговец не поведает о том, что ездить с автоматической коробкой за город, где можно забуксовать, нельзя. Что такая машина жрет больше бензина. Что устройство в наших условиях часто выходит из строя.
Еще один нередкий прием. Как только покупатель начинает склоняться к покупке, появляются подставные клиенты. Они хвалят машину и утверждают, что купят ее тут же. Просят торговца никому не продавать пару часов авто, пока они сбегают за деньгами. Могут предложить задаток. Все это делается так, чтобы вы возмутились и воспротивились такому обороту торга.
- Что же делать?
- Молчать. И выискивать настоящие недостатки машины. Чем больше найдете, тем меньше заплатите. Поинтересуйтесь, сколько машина бегает по российским дорогам. Каждый год - минус 500 - 600 у.е. Царапина или вмятина на крыле - еще 100 у.е., плохая резина - опять стольник. Если заявленная цена на авто выше 10 000 у.е., то смело сокращайте ее на 1000 - не меньше.
ЧТО ПОЧЕМ?
ТРОЙКА ЛИДЕРОВ В РЕГИОНАХ
Ростов-на-Дону.
"Nissan Primera" 1998 г.в. - 250 000 р.;
"Volkswagen Golf" 2001 г. в. - 310 000;
"Hyundai Accent" 2003 г. в. - 215 000.
Калининград.
Здесь популярны "Мерседесы", "Ауди" и "БМВ". Цены колеблются от 10 до 15 тысяч евро.
Владивосток.
"Тойота-Марк-2" 1999 г.в. - $ 8500 (без пробега по России) и $ 6000 (с пробегом);
"Тойота-Королла" 1999 г.в. - $ 6700 и $ 4900;
"Субару Форестер" 1998 г.в. - $ 7600 и $ 5200.
По данным Л.Карамышевой,И.Смирновой, Д.Латыпова