Новости
Главная Культура Афиша 09:38 02 Ноября 2011 4461
Сергей Безруков: «Актеру важно не мнить себя Моцартом, Есениным, Пушкиным»
Впервые за много лет на российские экраны выходит семейная киносказка
Михаил Садчиков

— Сергей, что подвигло вас, востребованного актера, взяться за столь рискованный проект, как киносказка, да еще выступить в амплуа продюсера?

— Несколько лет назад, когда мы с друзьями в сотый раз говорили о сегодняшнем российском кино, о том, где же найти выходы из нынешней сложной ситуации, у меня вдруг родилась идея: а что если снять картину о том, что герои русских народных сказок переместились в наше время? Кощей с его страстью к злату победил, сказки исчезли, а их героям ничего не осталось, как переселиться в наш современный мир. Кощей их «спас», переведя в реальный мир, но поставил условие — чтобы они не рассказывали, кто на самом деле побеждает в сказках. Попав в наши реалии, герои не могли не измениться: Василиса Премудрая стала учительницей, Иван-дурак — вэдэвэшником, Леший превратился в старика-бомжа, Синдбад-мореход — в дальнобойщика, Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич стали телохранителями, а Кощей Бессмертный — олигархом Борисом Кощеевым.

Но как бы ни сложились их судьбы, кем бы они ни стали, главный вопрос: нужны ли фольклорные персонажи нынешнему молодому поколению так же, как были нужны нам в детстве? Мы с друзьями стали раскручивать эту идею, и я понял, что она стоящая, дорогая моему сердцу, и мне не хотелось бы дарить ее кому-то другому. Так появилось желание попробовать свои силы в качестве продюсера и соавтора сценария. Я пригласил молодого режиссера Андрея Мармонтова, и мы начали работу. Прекрасно понимая, каких трудов потребует продюсерская деятельность, я поначалу не хотел сниматься в собственном проекте.

— Правда, что Ивана-дурака должен был играть Михаил Пореченков, а в роли Кощея появиться не Леонид Ярмольник, а Константин Хабенский?

— Давайте по порядку. Никто из актеров не отказывался, просто так сложились обстоятельства. Косте очень понравился наш сценарий, но у него как раз в это время были съемки в «Выкрутасах» у Тимура Бекмамбетова. В итоге Кощея (в нашем фильме он еще и олигарх, причем такой приятный, искренний, настоящий злодей!) превосходно сыграл Леня Ярмольник, эта его роль, думаю, достойна самых престижных премий и наград. Илью Муромца хотел, но не смог сыграть Коля Валуев, который в тот момент готовился к важному титульному бою. Но Леша Дмитриев его достойно заменил.

На Ивана-дурака я сначала хотел пригласить Мишу Пореченкова, но у него тоже все не складывалось по времени. А потом надо было принимать решение, я тогда все-таки взвалил на себя еще и актерский труд. Когда взялся за роль Ивана-дурака, то подумал, что в этом есть даже хороший продюсерский ход: ведь на роль Василисы Премудрой сразу была утверждена Ирина Безрукова. Таким образом мы получали возможность сыграть мужа и жену в кино. А зритель знает нас как семью, и, значит, поверит нам быстрее, чем любой другой паре.

Однако у нас с Иришей — не главные роли в сказке. 14-летний Максим Шабаев в роли мальчика Саши Богатырева — абсолютное открытие. Он очень органичен как главный герой, которого должны полюбить девчонки и мальчишки, что придут посмотреть на нашу современную киносказку. Вот важнейший вопрос: готов ли наш Саша Богатырев, современный подросток, пожертвовать собой ради других? Ведь даже никто из сказочных персонажей на это не способен:

— И все-таки нужна нынешним детям русская народная сказка — ваши Кощеи, Иваны-дураки, три богатыря, если у них есть покемоны, Шреки, Рапунцели, хоббиты и прочие голливудские киногерои?

— Этим же вопросом задаются и герои нашей картины. У нас есть сцена, где мальчик Саша Богатырев упрекает Илью Муромца: «Какие же вы богатыри, если вы Кощею продались, служите его охранниками?» А Илья Муромец, который действительно работает в охране Кощея, отвечает: «Слушай, недомерок, это вы, люди, перестали в нас верить, забыли нас. Кому теперь наши подвиги нужны? У вас теперь другие герои — джедаи, хоббиты разные. А как приперло, о нас вспомнили. И где же твои покемоны?» Сказка — ложь, да в ней намек: У наших советских киносказок такие богатые традиции, что впору соперничать с американцами. И это, если хотите, конфликт не только сказочный. Наша «Реальная сказка», уж простите за каламбур, вполне реальна, и здесь очень много смыслов, это сказка с подтекстами. Это не «Книга мастеров», нет...

Когда в процессе съемок фильма у нас в очередной раз кончились деньги и я решил попросить поддержки у одной очень известной кинокомпании, показав часть уже отснятого материала, то они сказали: «Отличная работа. Только уберите всю философию, оставьте один экшен, и мы вашу картину очень хорошо продадим!» Однако в этой философии как раз и заключалось то, что подвигло меня и мою команду взяться за фильм, и мне она не кажется каким-то занудством, а представляется крайне необходимой хорошей сказке мудростью. Мы отказались вырезать смысл, решив, что будет пробиваться в прокат сами.

— А госструктуры поддержали столь благородную, красивую, патриотичную идею?

— Все оказалось намного сложнее, чем я мог предположить. Я очень хотел получить господдержку, и господин Александр Голутва (замминистра культуры в 2008–2010 годах, в чьем ведении находилась киноиндустрия. — «Труд») в свое время написал нам письмо, в котором заверял, что на постпродакшене Госкино поддержит нас. Я с этой бумагой ходил к инвесторам, они поверили мне, но ситуация вдруг резко изменилась, Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии решил разделить господдержку между восемью крупными продюсерскими компаниями, и нам обещанные средства не выделили. Только постфактум фонд буквально на днях подписал указ, что «Реальную сказку» все-таки поддержат. Но до этого несколько раз мы обращались туда, и нам отказывали. Честно говоря, нам в итоге помог просто один мой авторитетный коллега, который сказал мне: «Как же вам не помогли? Не может быть такого! Это ведь единственная детская сказка, которая сейчас снимается!» И только благодаря его личному влиянию нас снова выслушали и выделили средства. А на днях было получено заверение о поддержке проекта и от Министерства образования РФ.

Это радует, но не спасает всей ситуации, потому что я слишком много брал взаймы у знакомых бизнесменов, а когда ситуация заходила в тупик, то отдавал и свои личные деньги. Я, конечно, не продавал квартиры, дачи, машины, как об этом пишет сейчас желтая пресса, но я нарушал первое правило профессии продюсера: «Никогда не вкладывай свои личные деньги!»

И сейчас вся надежда на прокат, на то, что наши зрители, устав от голливудских сказок, пойдут на наше, отечественное кино. Весь октябрь мы вместе с Ириной Безруковой и другими участниками съемочной группы колесили по стране, устраивая премьерные показы в разных городах. Оценка первых зрителей не может не радовать: нам поверили, фильм увлек всех от мала до велика. Это наше семейное кино, и надеемся, в дни школьных каникул оно это докажет.

На «Реальную сказку» можно спокойно идти детям пяти-семи лет, но, конечно, лучше с родителями, учителями. Это не просто развлечение для детей, хотя у нас много юмора, былинных сражений, компьютерной графики, очень красивых сцен и настоящих героев. Там очень много и смешного, и забавного, но в то же время есть моменты, что берут за душу, обращают нас к корням, к истокам. Мы делали фильм еще и как обращение к родителям, мы верим, что с их помощью можем вернуть сказку, вернуть веру в чудо. Спасибо, конечно, Министерству образования, что рекомендовало наш фильм школам для коллективных просмотров, но я надеюсь еще и на так называемое сарафанное радио, когда кто-то посмотрел и посоветовал друзьям-товарищам. Только так и рождается по-настоящему народное кино.

— В то время как в октябре вы совершали промотур по городам России и Украины, по Первому каналу шел новый сериал «Черные волки», где главная роль капитана угрозыска Хромова была написана специально «на вас».

— Сначала это была просто история про месть уголовника, но когда сюжет изменили и мой герой стал бывшим капитаном угрозыска, несправедливо оказавшимся в местах не столь отдаленных, мне стало это по-настоящему интересно. В «Реальной сказке» мой Иван-дурак тоже не такой простой и уж точно не шаблонный персонаж:

— Сергей, вы все время играете героев, чья жизнь на изломе, зачастую просто трагична. А не страшно брать на себя карму своих героев?

— Я много думал на эту тему. Нет, все-таки не страшно, если делаешь это искренне, с любовью, не начиная мнить себя Моцартом, Есениным, Пушкиным или даже Сашей Белым.

Резюме «Труда»

Сергей Безруков, актер

Родился в 1973 году в Москве в семье актера и режиссера Виталия Безрукова.

Учился в Школе-студии МХАТ, окончил в 1994-м.

Работает в театре-студии «Табакерка» с 1993 года.

Снимался в сериалах «Бригада», «Участок», «Мастер и Маргарита», «Есенин», в фильмах «Китайский сервиз» и других. Озвучивал программу «Куклы» на НТВ.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 7120
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?