Взрывная разгерметизация: эксперты выдвигают 3 версии синайской катастрофы

140 тел жертв прибыли в Петербург; специалисты морга констатировали, что люди «погибли от разрушения тела». От чего же разрушился сам самолет – понять сложнее 

Утром понедельника, 2 ноября из аэропорта Пулково в крематорий Санкт-Петербурга отправился первый автомобиль с телами жертв авиакатастрофы, произошедшей 31 октября на Синайском полуострове, в 100 километрах от города Эль-Ариш.

Ранее борт МЧС доставил из Египта останки 144 погибших при крушении лайнера A321. Все тела жертв отправлены в крематорий на Шафировском проспекте северной столицы. Там будет проводиться и процедура опознания для родственников жертв трагедии. Участие в ней принимают 40 медицинских экспертов. «Это самые квалифицированные специалисты, которые сделают все, чтобы экспертиза прошла быстро и профессионально», — рассказал журналистам первый заместитель министра здравоохранения РФ Игорь Каграманян.

Также, как уже пообещали представители Смольного, на Шафировском будут работать специалисты отделов ЗАГС, которым предстоит выдать родным погибших свидетельства о смерти.

Траур, работа с родственниками и самописцы

Как стало известно журналистам, в гостинице, где размещены сейчас родственники жертв, работают 5 бригад «скорой помощи». Аналогичное число бригад дежурит на Шафировском проспекте; там же развернута мобильная врачебная амбулатория, с родными погибших общаются психологи МЧС и специалисты комитета по здравоохранению Петербурга.

Также сотрудники бюро судебно-медицинской экспертизы Екатерининского морга Санкт-Петербурга назвали и предварительную причину смерти первых обследованных жертв крушения Airbus A321. Предварительная формулировка судмедэкспертов звучит так: «Пассажиры самолета погибли от разрушения тела».

Второй самолет с останками жертв крушения, по данным МЧС, должен прибыть в Петербург вечером понедельника. Жители северной столицы продолжают нести к зданию аэропорта цветы, детские игрушки. Траур в Санкт-Петербурге решено продлить до вторника, 3 ноября.

В результате падения самолета Airbus А321 авиакомпании «Когалымавиа», летевшего в Петербург из египетского Шарм-эль-Шейха, погибли 224 человек. Никому из находившихся на борту пассажиров и членов экипажа, по данным российского посольства в Каире, выжить не удалось. Эта катастрофа стала крупнейшей за всю историю российской и советской авиации.

Информированные источники сообщили, что лайнер рухнул на землю спиной вниз. Также стало известно, что, вопреки первоначальной информации, экипаж аэробуса не сообщал диспетчерам о неполадках в самолете и не запрашивал аварийной посадки.

Сегодня же специалисты начнут анализ состояния бортовых самописцев: «черные ящики» сохранились и были найдены на месте катастрофы. Эксперты надеются, что их данные помогут пролить свет на цепь событий, приведших к трагедии. Однако одной информации с самописцев мало: для установления причин катастрофы, как предупреждают специалисты, необходимо будет собрать все обломки аэробуса, сделать в ангаре их полную выкладку и внимательно рассмотреть.

Террористы, усталостная трещина и турбинный «диск болгарки»

Еще накануне стало известно, что прежде чем упасть на землю, Airbus развалился в воздухе на части. В результате обломки оказались разбросаны на расстоянии в 8 км в длину и 4 в ширину. Произошедшее с лайнером эксперты назвали взрывной разгерметизацией: корпус самолета лопнул в результате резкого перепада давления на большой высоте.

Вылетев из Шарм-эль-Шейха, самолет, двигаясь со скоростью 748 км/час, за 21 минуту полета набрал высоту в 10 210 метров, а на 22-й минуте начал терять высоту. За минуту он снизился до 8649 метров, а скорость движения упала до 172 км/ч: де-факто, самолет уже не летел, а падал. Еще через несколько секунд транспондер авиалайнера перестал передавать сведения о параметрах полета, и метка аэробуса исчезла с диспетчерских радаров.

Специалисты озвучивают три версии произошедшего:

1) Целостность фюзеляжа могла нарушить ударная волна от небольшой бомбы, которая могла быть заложена в багаж. Ранее в Интернете появлялись заявления представителей «Исламского государства» о том, что они якобы причастны к гибели российского самолета; северная часть Синая считается вотчиной одного из подразделений ИГ – террористической группировки «Ансар Бейт аль-Макдис». СМИ высказывали предположение, что самолет могли сбить из переносного зенитно-ракетного комплекса. Однако в итоге эта версия была опровергнута: эксперты заявили, что высота полета была недоступна для ПЗРК, а более мощных вооружений у боевиков нет. Тем не менее, полностью сбрасывать террористическую версию со счетов, по мнению специалистов, пока рано.

2) Взрывная разгерметизация могла произойти из-за неисправности двигателя:  при нелокализованном разрушении турбины от нее отрываются лопатки, которые, вылетая наружу с огромной скоростью, перерезают фюзеляж и крыло, точно диск пилы-болгарки.

3) Наконец, самолет могла погубить усталостная трещина. Известно, что в 2001 году погибший аэробус, также выполняя полет в Египет, ударился хвостовой частью о посадочную полосу в аэропорту Каира. Следствием инцидента стало нарушение геометрии конструкции и летных характеристик самолета. Разумеется, лайнер был вновь «выпущен» на полеты после того, как дефекты были устранены; тем не менее, информация о происшествии 14-летней давности заставила специалистов предположить, что «при техобслуживании или ремонте что-то недоглядели».