«Пусть Кавказ останется образцом братства!» Меценат и бизнесмен Михаил Гуцериев дал оценку событиям в Дагестане

Россия, в отличие от Израиля и Палестины – страна многонациональная. У нее нет будущего без межнационального и межконфессионального согласия, убежден предприниматель 

Погром в махачкалинском аэропорту, случившийся вечером 29 октября, стал одним из самых резонансных событий нынешней осени. Сейчас – правоохранительные органы проводят следствие (задержаны уже 83 участника массовых беспорядков); власти Дагестана и Махачкалы подсчитывают ущерб от действий вандалов (по предварительным данным, на восстановление воздушной гавани уйдет не меньше 280 миллионов рублей). А общественность, журналисты, политики, лидеры мнений – пытаются всячески разобраться в ситуации, чтобы понять: как случилось, что Кавказ внезапно оказался источником антисемитизма и насилия? Каковы были отношения между представителями разных народностей, включая горских евреев, с древности и в ХХ веке? И что необходимо делать, чтобы ситуации, подобные махачкалинской, больше не повторялись?

Одним из тех, кто наиболее ярко и подробно высказался по этому поводу, стал известный российский предприниматель, меценат, основатель промышленно-финансовой группы «Сафмар», популярный поэт и писатель Михаил Гуцериев. 2 ноября на страницах «МК» вышла его авторская колонка. В ней бизнесмен, детство и юность которого прошли на Кавказе, с полным основанием и уверенностью утверждает: в этом регионе «всегда гордились единством всех народов и религий, их равноправием и тождеством. Дагестан, где сегодня можно встретить представителей более ста десяти национальностей, и вовсе был образцом истинного братства».

Об антисемитизме, по свидетельству Гуцериева, на Кавказе слышали в основном из газетных статей и книг. Именно поэтому «сегодняшние многотысячные акции устрашения евреев выходят за рамки нашего понимания Дагестана и всего Кавказа – регионов, добросердечием и здравомыслием народов которых мы всегда гордились».

«Симпатия рождается к человеку, но не к нации или вероисповеданию»

«Я сам рос в Грозном, где были целые еврейские кварталы. Мы, представители самых разных народов, росли вместе и никогда не оценивали друг друга по национальному или религиозному признаку. Симпатии и антипатии рождались к людям, но не к нации или вероисповеданию», - делится предприниматель воспоминаниями из детства.

С благодарностью Гуцериев вспоминает своих учителей, благодаря которым постиг азы предпринимательства: Арона Длина, Альберта Кальмановича, Бориса Гершензона. Эти люди обладали уникальными деловыми качествами, отмечает он. Именно их вклад позволил Гуцериеву в будущем создать промышленные предприятия международного масштаба.

«И до сих пор моими лучшими друзьями являются те достойные люди самых разных национальностей, с которыми свела меня жизнь в Грозном», - отмечает бизнесмен.

«Отрадно наблюдать мне сегодня, как тепло реагируют мусульмане — жители ингушских городов и сельских поселений на нашу работу по восстановлению наряду с мусульманскими кладбищами в республике и православных захоронений, - рассказывает меценат. – Уважение к памяти предков — это одна из тех ценностей, которые понятны любому человеку на Земле и потому являются объединяющими. Неужели таких объединяющих ценностей — любви к ближнему, добросердечности, щедрости, гостеприимства — и правда в душах представителей разных народов меньше, чем отличий? Я отказываюсь в это верить.

Веками евреи жили на Кавказе рука об руку с дагестанцами, кабардинцами, осетинами, грузинами, чеченцами, аварцами, азербайджанцами, ингушами и другими народами. Недаром многие европейские евреи считают горских евреев скорее кавказцами, ведь их культура близка культуре других кавказских народов: они так же танцуют лезгинку, у них те же традиции в одежде и национальной кухне, то же знаменитое кавказское гостеприимство, то же подчинение адатам, то есть законам, основанным на обычаях. Горские евреи практиковали куначество и признавали кровную месть, они были полностью включены в контекст сложных межродовых и межличностных отношений, являющихся визитной карточкой Кавказа, именно поэтому землячество для них так свято. Так же, как они почитают свои святыни, они почитают и свою Родину – Кавказ», - подчеркивает Гуцериев.

Горские евреи на службе имама Шамиля

Чтобы лучше донести свою мысль, писатель и поэт делится небольшим историческим экскурсом. Имам Шамиль (1797-1871) – предводитель северо-кавказского национально-освободительного движения, поднявший против Российской империи восстание, создавал в Дагестане и Чечне государство шариата, где не было места иноверцам. Тем не менее, он лично держал у себя на службе двух евреев – личного врача Султана Горичиева и казначея Исмиханова.

Во время кавказской войны многие евреи, не видя смысла воевать за Российскую Империю, стали убегать к Шамилю. Тот выделил им специальный аул – Ведено, и несколько других населенных пунктов. Был при Шамиле и эскадрон, состоящий из горских евреев. «И самые лихие воины Ислама мечтали повоевать в этом подразделении под началом еврейских командиров, которых уважали и считали за честь воевать с этим эскадроном под одним знаменем», - рассказывает Гуцериев.

Когда при царизме в европейской части России притесняли евреев, Дербент остался единственным городом в империи, власти которого не придерживались указа о черте оседлости. О том, что в версте от Нальчика раскинулась обширная еврейская колония, и о ее жизни, писали в своих трудах знаменитые этнографы В. Миллер (1848-1913) и М. Ковалевский (1851-1916).

Самый толерантный город мира расположен на Кавказе

Не разрушила культурную самобытность кавказских народов и их мирное сосуществование и национальная политика Иосифа Сталина, проводившаяся в советские времена.

«Кавказским народам, в том числе горским евреям, грозила ассимиляция, но они стойко сопротивлялись этому процессу, поддерживая друг друга. Когда в 1944 году было сталинское выселение вайнахов, евреи, наряду с грузинами, не заселились в наши дома, веря в возвращение ингушей домой. Пройдя сложный и драматичный исторический путь, Кавказ оставался особой зоной толерантности и мира. Кстати, Дербент, где в мире и согласии, дружной семьёй живут люди разных национальностей и вероисповеданий, был признан ЮНЕСКО самым толерантным городом мира», - подчеркивает Гуцериев.

Ну а в годы Великой Отечественной вместе со всеми народами страны на фронтах мужественно сражались горцы Кавказа, и среди них – горские евреи. Кавалер ордена Ленина Алексей Мардахаев, горский еврей из Махачкалы, повторил подвиг Гастелло на танке в ноябре 1941 года, в боях с фашистами на подступах к Москве. Выпускник Махачкалинской средней школы Шатиель Абрамов прошёл с боями путь от Сталинграда до Берлина, заслужив звание Героя Советского Союза.

На Мамаевом Кургане, в зале Воинской Славы, есть знамёна, где начертаны имена бойцов, павших героической смертью в Сталинградской битве. На 18-ом из них значится имя гвардейца Марка Шамаева. Под его командованием шестеро гвардейцев обороняли Мамаев Курган, пока не прибыла армия генерал-полковника Родимцева.

Сражались на фронтах Великой Отечественной и деятели культуры: драматург Юно Семёнов, писатели Михаил Бахшиев и Хизгил Авшалумов, поэты Борис Гаврилов, Манувах Дадашев, Даниил Атнилов. «Все они – горские евреи, - отмечает Гуцериев. – Этот народ всегда был неотъемлемой частью Кавказа, его верными сынами и доблестью».

«Зло, прикрывающееся благородными лозунгами, заслуживает еще большего порицания»

После войны, в 1958-м, в Дагестане был создан Государственный академический заслуженный ансамбль танца «Лезгинка», прославивший этот регион на весь мир. Основателем коллектива, исполняющего танцы разных народов Кавказа и всей России, стал горский еврей Танхо Израилов.

«Музыка и танец – великое объединяющее начало, а совершенная хореография Танхо – воплощение истинной любви к Кавказу, - свидетельствует Гуцериев. –Наверняка вчерашние погромщики гордятся танцевальным искусством своих предков. Но что они сделали для развития культуры своего народа, для продолжения его многовековых традиций? Ничего.

Или, может быть кто-то из них при сложном переломе отказался бы от лечения по методу Гавриила Абрамовича Илизарова, потому что тот был горским евреем? Нет! Как только речь заходит о собственном благополучии, такие люди трусливо забывают о своих принципах. Преступник всегда живет по двойным стандартам, даже не понимая этого».

Разумеется, отмечает бизнесмен, невозможно без боли в сердце следить за новостями из зоны израильско-палестинской трагедии. «Читать о гибели тысяч мирных людей, в том числе ни в чем не повинных женщин и детей, ставших жертвами политических разборок с той и другой стороны. Я разделяю эту боль, но не могу найти ни одного оправдания произошедшему 29 октября в Дагестане. Более того, я глубоко убежден, что зло, позорно прикрывающееся благородными лозунгами справедливости и защиты ближних, заслуживает еще большего порицания и сурового наказания», - подчеркивает он.

«Это, видимо, какое-то особое проявление патриотизма и сочувствия к страдающим мусульманам: перепугать сотрудников аэропорта, дагестанских матерей с детьми, вернувшихся с лечения, пассажиров, приехавших в Дагестан туристами? Нет, это самое настоящее варварство! И беспрецедентное невежество. Только тупую, малообразованную толпу можно так легко спровоцировать на действия, приносящие вред стране, в которой они живут».

«Только созидание идет во благо. Разрушителей и провокаторов история стирает из памяти»

За последнее время Дагестан стал признанным центром туризма. В регион потянулись путешественники со всей России и из других стран. Огромные средства вложены в развитие туристической сферы, которая может стать залогом процветания республики. Однако события, подобные беспорядкам 29 октября, могут перечеркнуть всю эту колоссальную работу, констатирует Гуцериев. Что будет, если Дагестан и Кавказ начнут «ассоциироваться не с прекрасными традициями, многовековой культурой, великолепной природой и удивительными душевными, гостеприимными людьми, а с толпой диких варваров, представляющей настоящую опасность для окружающих»? – задает вопрос предприниматель.

«Только созидание идет людям во благо. Разрушителей и мелких провокаторов история сотрет из памяти народа», - резюмирует свою мысль известный меценат и благотворитель.

В отличие от Израиля и Палестины, Россия – страна многонациональная. У нее нет будущего без межнационального и межконфессионального согласия, подчеркивает автор материала. Без этих постулатов России не выжить.

«Все, кто причастен к событиям в аэропорту, должны нести уголовную ответственность, получить реальные сроки и отправиться в места лишения свободы отбывать заслуженное наказание, если свою бесценную свободу они превратили в произвол. Если гнойник антисемитизма начал расти – его ни в коем случае не надо замазывать белилами и румянами демагогии. Надо вскрывать. Хирургическим путем. По жизненным показаниям. Чтобы раз и навсегда убить в душах антисемитизм — эту страшную, как и любая другая религиозная или национальная нетерпимость, болезнь», - призывает предприниматель и меценат.