ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

К такому неутешительному выводу приходит все больше и больше свидетелей последних событий в Кишиневе. Взбудораженная общественность Молдавии склоняется к тому, что нынешним политикам вовсе и не нужна реинтеграция страны. Ни правой оппозиции, которая усмотрела в плане Москвы посягательство на независимость Молдавии. Ни центристской, лидер которой Дмитрий Брагиш впервые принял участие в беспорядках на площади. Ни самой правящей партии, руководителя которой, президента страны Владимира Воронина, похоже, устраивает нынешняя ситуация, хотя он всемерно доказывает обратное.

Объединение страны даже на самых неблагоприятных для Приднестровья условиях весьма чревато для большинства действующих ныне в Молдавии партий и политиков. Для крайне правых в лице Христианско-демократической народной партии с ее лидером Юрием Рошкой - тем более. Первые же выборы в объединенной стране (если они пройдут демократично и без фальсификации итогов) оставят "фронтистов", как называют членов ХДНП в народе, за бортом парламента. В одночасье увеличившийся почти на четверть электорат - в Приднестровье проживает около полумиллиона избирателей, абсолютное большинство которых за Рошку сотоварищи голосовать не будет, - сделает для них 6-проходной барьер в парламент непреодолимым. Как, впрочем, и для ряда партий и деятелей либерально-демократического толка - того же Брагиша, также усмотревшего в инициативе Москвы угрозу независимости Молдавии.
Мало хорошего сулит объединение страны и Владимиру Воронину, который стал президентом в результате голосования небольшой группы однопартийных выборщиков, представлявших лишь треть с небольшим избирателей правобережной Молдавии. Открытые всенародные выборы интегрированного государства выиграть Воронину почти невозможно. К такому выводу склоняются и правые, и центристы, и даже левые. В случае подписания меморандума шансы его значительно увеличивались. Но воспользоваться ими ныне действующий президент не рискнул. Тем более что для этого появился весьма удобный повод - отрицательная реакция ОБСЕ на инициативу Москвы. И не только ОБСЕ, но и США, после встречи с послом которых молдавский президент и пошел на откровенную ссору с Кремлем.
Многие считают, что ситуация, в которой оказался Воронин, сложилась еще и потому, что на сей раз лидер Приднестровья Игорь Смирнов явно переиграл молдавского президента, долгое время ловко подставлявшего своего тираспольского партнера по переговорам (или уходу от них), умело провоцируя его на шаги, после которых виновным в срыве процесса неизбежно оказывался несговорчивый глава тираспольской администрации. Все шло к подобному и в этот раз: Молдавия без устали предлагала свои поправки в меморандум, любая из которых могла стать для Смирнова неприемлемой, и вырази он свой отказ, меморандум был бы сорван по его вине. Однако президент ПМР закусил удила - из пятнадцати принятых в ходе челночной демократии Дмитрия Козака изменений четырнадцать внесла Молдавия и лишь одно продиктовано левым берегом.
Воронину ничего не оставалось, как парафировать документ и заверить посредника Кремля, что он подпишет в присутствии российского президента Владимира Путина меморандум. Но вмешались силы извне. Да и местная оппозиция поспешила на выручку, создав в спешном порядке комитет защиты суверенитета и конституции и выведя на улицы столицы студентов и школьников.
Демарш Воронина тут же был по достоинству оценен Западом. Генсек Совета Европы Вальтер Швиммер лично позвонил молдавскому президенту и, не скрывая удовлетворения, назвал отказ подписать меморандум, разработанный Россией (по просьбе Воронина, кстати), "трудным, но мудрым и ответственным шагом". Особо Швиммер поблагодарил главу Молдавии за то, что тот не стал подписывать документ без согласования с европейскими структурами.
Более того, в тот же день появились и "30 сребреников" - совет директоров Всемирного банка утвердил Молдавии кредит на 35 миллионов долларов, которые нынешние власти почти два года не могли получить, несмотря на доскональное выполнение бесчисленных, порой даже унижающих страну условий и требований западных финансистов.
Между тем протестующие, начав свои выступления с требования не подписывать меморандум и давно уже ставших привычными антироссийских выпадов (впервые, правда, вылившихся в сожжение российского флага и портрета президента Владимира Путина), сейчас выдвигают лозунг отставки президента, роспуска парламента и досрочных парламентских выборов. Тем самым они еще раз подтвердили, что решение приднестровской проблемы и интеграция страны их вовсе не интересуют.