06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАК ПРОЕХАТЬ К ЕЛИСЕЙСКИМ ПОЛЯМ?

Прокофьев Вячеслав
Опубликовано 01:01 02 Декабря 2004г.
Несколько лет назад под вечер, в то самое сумеречное время, которое французы называют "порой между волком и собакой", я подъезжал к площади Шарля де Голля, откуда берут начало знаменитые парижские Елисейские поля. Заговорившись с приятелем, не заметил красный свет светофора и поехал...

Наверное, все бы обошлось, если бы в соседнем ряду, как назло, не оказалась полицейская машина. Включив "мигалку" и врубив сирену, она мгновенно настигла меня. Запомнился вид полицейских, а их было трое, и произнесенные ими слова, когда мы остановились у тротуара. Служивые были явно удивлены и даже слегка обескуражены: действительно, кому взбредет в голову нарушать правила на виду у стражей порядка? "Месье, вы что, не видели красный свет?" Я честно признался, что вот приятель приехал из Москвы, привез массу новостей, и, мол, виноват - увлекся беседой. Несложно представить в схожей ситуации где-нибудь на Тверской реакцию сотрудника ГАИ на мои правдивые, но, с точки зрения закона, легковесные объяснения. Французы же, взяв с меня слово быть повнимательнее на дороге, отпустили с миром.
Может быть, мне повезло. Или полицейские торопились по более срочному делу и не хотели терять время со мной, но факт остается фактом: в нарушителе, когда речь идет о случайности, об ошибке, они видят прежде всего человека, который допустил оплошность (если это очевидно), а свою цель в качестве представителей закона - в том, чтобы помочь ее исправить, предупредить. По большому счету в основе действий местной полиции лежит установка на то, чтобы помогать нормальному дорожному движению. К тому же, что немаловажно, изначально французский ажан не рассматривает автомобилиста как потенциальный источник дохода. Почему? Да потому, что он держится за свое место. Во-первых, он дорожит положением государственного служащего, которого нельзя уволить без серьезных причин, а значит, безработица ему не грозит. Во-вторых, зарплата на вполне достойном уровне: от полутора-двух тысяч евро и выше в зависимости от квалификации и выслуги лет. Так что попытка решить вопрос с полицией с помощью некоторой суммы наличными в подавляющем большинстве случаев обречена на провал.
Конечно, в семье, как говорится, не без урода. Во Франции до сих пор вспоминают скандал пятилетней давности, в котором были замешаны 16 чинов автодорожной полиции на юго-западе страны. Причем брали все подряд - деньги, овощи, фрукты. Однажды в качестве "борзых щенков" получили... трех поросят.
Может показаться странным, но до недавнего времени во Франции вообще не существовало какой-то специальной службы - эквивалента нашей ГИБДД. Париж, другие большие города (не говоря уже о малых) поражают вопиющим по сравнению с Москвой отсутствием на улицах полицейских. Они появляются в "невралгических" транспортных точках, как правило, исключительно в часы пик, то есть дважды в день: утром - в начале рабочего дня и вечером - после его окончания. Нельзя сказать, что такая работа считается престижной, но она необходима. Вне мегаполисов, к примеру, на автомобильных магистралях, транспортные потоки контролируют жандармы, которые, интересная деталь, в отличие от полицейских, относящихся к МВД, являются военнослужащими.
За последние годы во Франции резко сократилось число ДТП со смертельным исходом. Если лет 10 назад на дорогах ежегодно погибало почти 10 тысяч человек, то сейчас это число уменьшилось почти в два раза. Вы спросите: за счет чего? В первую очередь благодаря "закручиванию гаек". Главный удар министр внутренних дел Жиль де Робьен (которого, кстати, поддерживает сам Жак Ширак), назвавший борьбу за безопасность на дорогах в качестве одной из главных своих задач, нанес по любителям скоростей и по тем, кто не прочь как следует "заложить за воротник". Во Франции, стране виноградной лозы, за стол без бутылки бордо или бургундского, как известно, не садятся. Поэтому законом в принципе разрешено управлять автомобилем, но лишь в том случае, если не превышена норма в 0,5 грамма на литр крови. Раньше, если этот лимит был превзойден, нарушителя ждал всего лишь небольшой штраф. Теперь все гораздо серьезнее. Штраф может составить несколько сотен евро, а если содержание алкоголя в крови выше 0,8 грамма, то санкции приобретают формы просто угрожающие: штраф до 4500 евро, до трех лет лишения водительских прав плюс тюремное заключение до двух лет. Не менее суровые меры предусмотрены и для лихачей. Превысил скорость на 50 км/час по сравнению с разрешенной - значит, автоматически лишаешься прав, а при рецидиве - и до двух лет тюрьмы, не говоря уже о солидном штрафе.
Но лихача, понятно, надо еще поймать. Для этого по инициативе все того же министра транспорта по всей стране на автотрассах еще год назад стали устанавливать радары, работающие в автоматическом режиме. Они фиксируют нарушения скоростного режима, а это 130 км/час на автотрассах, 90 - на национальных дорогах. Информация обрабатывается в специально созданном для этого центре, и спустя неделю-другую автомобилист получает на дому малоприятное извещение. Влетело это новшество государству в копеечку - как-никак, а каждый аппарат с начинкой и в бронированном кофре стоит без малого 80 тысяч евро. Но, как выяснилось, он полностью окупает себя за полгода работы, а затем начинает приносить чистый доход в государственную казну. Поначалу это новшество вызвало ответную реакцию автолюбителей. Радары обливали краской, пытались крушить, используя топоры, ломы и прочие тяжелые предметы, но после того, как нескольких вандалов полицейские застукали за этим занятием и отправили за решетку, предварительно оштрафовав на несколько десятков тысяч евро, страсти поутихли.
Пока Париж, если не считать с десяток радаров, контролирующих 35-километровый "переферик" - окружную дорогу вокруг французской столицы, - обходится без этих устройств. И этому есть свое объяснение. Скорость в городе ограничена 50 км/час, но редко когда удается проехать по его улицам, приблизившись к такому лимиту. Подсчитано, что средняя скорость автомобиля в Париже колеблется в пределах 25 - 30 км/час - настолько здесь напряженное дорожное движение. Так что прокатиться сегодня по городу "с ветерком" представляется затеей маловероятной, а завтра она будет просто невозможной.
Почему? Да потому что нынешний муниципалитет, который возглавляет социалист Бернар Деланоэ, под флагом улучшения экологии взял курс на вытеснение частного автотранспорта из города. Осуществляется это мероприятие в соответствии с планом, разработанным его помощником по транспортным делам - представителем "зеленых" Дени Бопэном. Правда, пока этот реформаторский зуд не коснулся Елисейских полей. Но надолго ли?
Каков итог такой политики парижских властей? Автобусы стали бегать чуть резвее. Одновременно скорость транспортных потоков снизилась на 3 км/час, а заторы стали явлением почти постоянным. Перспектива стоять в пробках откровенно не радует, да еще намучаешься в поисках парковки, которая, кстати, "кусается": час стоянки обходится в среднем в 2,5 евро. Выход один - метро, которое в Париже менее пафосное, чем московское, но не менее удобное.
Судя по всему, к таким выводам постепенно приходят и другие столичные обитатели. Глядишь, через десяток лет, если нынешний мэр сохранит свое кресло, автомобиль вообще станет раритетом на парижских улицах.
А ЧТО У НАС
Превышение установленной скорости на величину от 10 до 20 километров в час в России наказывается штрафом в размере 50 рублей, от 20 до 40 - 100, от 40 до 60 - от 100 до 300 рублей. Если же скорость превышена больше чем на 60 километров в час, то водитель заплатит штраф от 300 до 500 рублей или будет лишен прав управления сроком от 2 до 4 месяцев.

* * *
В ГИБДД считают, что надо срочно ужесточить наказания для нарушителей правил дорожного движения. Предлагается лишать водительских прав граждан, проехавших на красный свет, превысивших установленную скорость на 40 километров в час, выехавших на встречную полосу и за совершение других грубых нарушений ПДД.
* * *
За последние 10 лет из-за нарушений ПДД на российских дорогах погибло более 200 000 человек. Из каждых пяти аварий четыре происходят именно из-за того, что водители нарушили правила дорожного движения.
* * *
В большинстве дорожно-транспортных происшествий (40,9 процента) страдают не российские автолюбители, а пешеходы.
Виктор ХЛЫСТУН.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников