Именно так полагает, например, музыкальный руководитель ГАБТа Александр Ведерников. Генеральный директор театра Анатолий Иксанов даже проявил своего рода великодушие, подчеркнув: "Несмотря на происшедшее, продолжаю считать Мстислава Леопольдовича своим другом". От более подробных комментариев дирекция пока отказывается.
Парадокс в том, что Ростропович, хлопнувший нынче дверью в Большом, сам же был инициатором постановки. Он неоднократно говорил, что исполнить "Войну и мир" было его мечтой. Ведь с автором оперы - великим композитором Сергеем Прокофьевым - Мстислава Леопольдовича, тогда совсем молодого музыканта, связывали близкие, доверительные отношения. Для Славы Сергей Сергеевич написал Симфонию-концерт для виолончели с оркестром. Да и в оркестровке "Войны и мира", говорят, юный друг композитора принял участие - посоветовал некоторые эффектные детали.
То, что "Война и мир" Ростроповичу близка, может засвидетельствовать и автор этих строк: помню спектакль 1968 года, когда за пультом Большого стоял Мстислав Леопольдович, пели Галина Вишневская, Юрий Мазурок, Алексей Масленников, Александр Ведерников-старший, Евгений Кибкало - непревзойденные звезды... Громадная опера (четыре часа музыки, 200 действующих лиц, не говоря о хоре) пролетела словно на одном дыхании, финальным овациям зала, казалось, не будет конца. Поэтому с таким волнением мы ожидали нынешней премьеры. Ростропович как бы возвращал нас в золотую эпоху Большого театра, в собственную пору "бури и натиска"...
Но не скрою, беспокоили и сомнения. Все же прошло почти сорок лет - трудно за столь долгий срок сохранить былой пыл даже такому артисту, как Ростропович. Добавлю, что к дирижерской технике уникального виолончелиста специалисты издавна предъявляли серьезные претензии. Сколько копий по этому поводу ломалось, например, 10 лет назад, когда Мстислав Леопольдович ставил в Большом "Хованщину"! Музыканты оркестра, да и певцы жаловались: мы не понимаем его жестов. Конечно, спасала гигантская увлеченность Ростроповича музыкой, его фантастическая воля и магнетизм, но, увы, не всегда: и ансамбли, случалось, "хромали", и оркестр играл слегка "враскосяк"...
То же самое, но еще резче, похоже, проявилось и теперь. Видя, что желаемого результата все нет и нет, Ростропович потребовал дополнительных репетиций. Но на это театр пойти не захотел...
Может, Мстиславу Леопольдовичу стоило подождать, пока пройдет период реабилитации после перенесенной им совсем недавно в Париже серьезной операции и с уже полностью восстановленными силами вставать за пульт? С другой стороны, всякий поймет 78-летнего музыканта, торопящегося с исполнением заветного замысла. Да и так ли уж он неправ, обвиняя нынешнюю труппу в нерадивости, прохладном отношении к музыке? Вот ведь и прославленный хореограф Альберто Алонсо, восстанавливая недавно в Большом "Кармен-сюиту", жаловался, что нынешнее поколение артистов "холодновато душой": жесткое, прагматичное время наложило на них свой отпечаток.
А кое-кто из артистов старшего поколения, с кем довелось переговорить, утверждает, что при подборе постановочной команды "Войны и мира" дирекция была фантастически небрежна и легкомысленна. Пригласили молодого режиссера Ивана Поповски, который уже три месяца бьется над одними и теми же мизансценами, но не в состоянии их толково выстроить. Не идет ни в какое сравнение с прежней хореографией прославленного мастера Ростислава Захарова и работа нынешнего балетмейстера, чье имя нет смысла называть - оно мало кому известно... Как после этого не понять возмущение Ростроповича?
Так или иначе, Большой театр и большой музыкант расстались не в войне, но и не в мире. Ростроповича не будет на премьере даже в зрительном зале - он улетит по делам в Париж. Ведерников, который встанет 9 декабря за пульт, дал всем понять, что он прекрасно справится с задачей и без Ростроповича.
Грустно, когда стареют великие. Еще грустнее, когда мы с деланым сочувствием, а по сути равнодушно машем им ручкой вслед.