Версия без теракта

Вчера в Москве и Санкт-Петербурге хоронили погибших при крушении «Невского экспресса»

Теракты с одним почерком

После изучения предварительных результатов взрывотехнической экспертизы места крушения «Невского экспресса» эксперты пришли к выводу, что теракты в 2007 и 2009 годах идентичны. В обоих случаях состав взрывчатки был мультикомпонентным: пластид, тротил и аммиачная селитра.

Кроме того, вес взрывчатки, примененной для подрывов обоих «Невских экспрессов», был примерно одинаков — от 4 до 7 кг в тротиловом эквиваленте. Способ изготовления, закладки и управления взрывом также говорит о том, что обе «адские машинки» собирал один и тот же человек. Это укрепило подозрения оперативников в том, что организатором обоих терактов мог выступать русский ваххабит Павел Косолапов, который находится в розыске уже четыре года. Недалеко от места взрыва была найдена куртка, в которой были письма некоего заключенного. Сейчас оперативники усиленно ищут её владельца.

Вопроск технике

Несмотря на то что на месте трагедии обнаружены следы взрывчатки, эксперты активно обсуждают и другую версию крушения. На специальных форумах в интернете бывшие и действующие инженеры-железнодорожники предполагают, что причиной крушения «Невского экспресса» могла стать техническая неисправность как самого подвижного состава, так и путей или инфраструктуры. Например, они полагают, что рельсы могли быть повреждены сверхскоростным поездом «Сапсан» (способен развивать скорость до 300 км в час), проехавшим по тем же путям за 44 минуты до крушения «Невского экспресса». Другие эксперты считают, что крушение поезда могло произойти из-за состояния дороги. «Железнодорожные пути между Москвой и Санкт-Петербургом ещё не способны обеспечить безопасное движение на скоростях более 250 км в час», — рассказал «Труду» председатель российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников Евгений Куликов.

Обсуждается и вероятность того, что поезд сошел с рельсов после экстренного торможения, которое был вынужден применить машинист, заметив опасность. Это, например, мог быть камень на путях. «Резкое торможение может привести к крушению, если ходовая часть одного из вагонов неисправна, к примеру, если повреждены рессоры», — рассказал «Труду» сотрудник отделения безопасности движения Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Владимир Крылов.

Не исключено также, что причиной трагедии стало короткое замыкание или обрыв контактной сети с напряжением 3 тысячи вольт, которое привело к возникновению электродуги: она пережгла рельсы и повредила шпалы.

Милициявстанет на пути

Вчера в Москве и Санкт-Петербурге хоронили погибших при крушении «Невского экспресса», а общее количество жертв этой аварии увеличилось до 27 человек. Следствие уже нашло косвенное подтверждение главной версии о теракте, но некоторые эксперты-железнодорожники до сих пор не исключают и варианта техногенной аварии.

Вчера Транспортная милиция объявила о том, что её сотрудники взяли под дополнительную охрану все объекты железных дорог. Специалисты по безопасности относятся к этой информации скептически. «В нашей стране огромная протяженность железнодорожного полотна, и, чтобы реально охранять всю эту площадь от террористов, у нашего МВД нет ни средств, ни кадров, — рассказал „Труду“ президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора „Альфа“ Сергей Гончаров. — Чтобы обезопасить железную дорогу от терактов, необходимо поставить вдоль всех путей специальные заграждения и вести видеонаблюдение, а это очень и очень большие деньги».

Фокус «Труда»

Кто следит за дорогой

В 2009 году РЖД сократили штат монтеров пути (обходчиков), а также пересмотрели их график, переведя только на дневной режим работы.

В обязанности этих специалистов входит осмотр полотна, крепления рельсов и шпал. Несколько раз в день они проходят вдоль полотна железной дороги и проверяют её состояние. В экипировку обходчика входит только каска с фонарем, светоотражающий жилет, а также шаблон, с помощью которого проверяется расстояние между рельсами, и молоток. В их обязанности также входит контроль за тем, чтобы возле полотна не было посторонних.

За «пришлыми» обязаны следить и машинисты. Если они увидят возле путей человека без специального жилета, то обязаны сообщить об этом на ближайшую станцию, чтобы наряд транспортной милиции отловил нарушителя.

Помимо монтеров пути компания также сократила часть технического персонала в депо — в основном работников пенсионного и предпенсионного возраста.