Мария Шукшина: «Мы, взрослые, такие эгоисты»

Известная актриса о своей новой роли — «Труду»

У всех героев фильма Сергея Снежкина есть реальные прототипы, взятые из автобиографической повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Мария Шукшина играет в нем маму главного героя, прототипом которой является другая известная актриса — Елена Санаева. О том, чем кино отличается от книжки и как ей работалось с юными и маститыми партнерами, Мария Шукшина рассказала «Труду».

— Читали ли вы книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» до того, как вас пригласили на эту роль?

— Да, я читала её ещё года за два до предложения сняться в этом фильме. И когда Сергей Олегович (Снежкин) предложил мне роль в этом фильме, я вам скажу, я обрадовалась. Потому что после того, как я прочитала книжку, я стала её большой поклонницей.

— То, что у героев были прототипы, — это помогало или мешало?

— На это не обращалось внимания. Вообще не было цели достоверно, документально снять кино о той семье. Есть книга, а есть кино. Книга — это одно художественное произведение, фильм — другое. То есть получилось два разных произведения. Это не экранизация книги. Это два отдельных, самостоятельных произведения. Причем по силе таланта они абсолютно равноценны.

Кому-то больше нравится книга, кому-то больше нравится кино. Те, кто «Похороните меня за плинтусом» не читал, а сначала посмотрел кино, говорят, что кино произвело большее впечатление, чем книга. Кто читал до кино, говорит, что кино, конечно, более жесткое.

Кино нравится большинству зрителей. На наших закрытых показах невозможно что творится — такой ажиотаж! Люди «висят» на люстрах, я двух своих друзей не могла посадить в зал. Фильм прокатывается сейчас по разным фестивалям, там обычно не хватает стульев, все ступеньки заняты, люди на сцене лежали. Организаторы уже просят дать не один, а два сеанса. Это книжка работает и сильный состав актерский, конечно же.

Чем отличается хорошее кино от плохого кино — послевкусие есть. После «Похороните меня за плинтусом» — в голове очень много: можно подумать об этом, об этом — и о власти, и о семье, и об этих чертах человеческих, которые каждый узнает в своих семьях, может порыться в себе и увидеть какие-то черты.

Я в данном случае говорила о бабушке и о ребенке. Мы же такие эгоисты, взрослые. Взрослый эгоизм — когда, допустим, человек не реализовывается за всю жизнь и на детях, на внуках пытается отыграться за свою несложившуюся жизнь. Это присуще человеку. То есть там много всего, очень много о чем можно подумать после фильма, и это опять же признак хорошего кино.

— Собственный ваш опыт — воспитания ваших детей, отношения с вашими родителями — как-то вам помогал?

— Естественно, в сценах с мальчиком я подставляю своих детей внутренне. Всегда, когда играешь, подставляешь: если любовь ты играешь, ты подставляешь человека, которого ты любишь, смотришь в глаза актеру, а представляешь-то себе другого человека. Это актерская работа. Чтобы сыграть достоверно, нужно достоверные чувства испытывать по жизни. И опыт — это для актера вещь незаменимая. Это редкая вещь, когда молодой актер может сыграть чувства. Актером обычно становятся после 30, когда есть уже накопленный опыт.

— А про молодого актера Сашу Дробитько, которому как раз ещё нет 30, но он великолепно сыграл свою роль, расскажите, пожалуйста.

— Снежкин сначала отсмотрел более 400 мальчиков в Питере, выбрал его, и, конечно, действительно мальчик талантливый необычайно. Но это ещё и режиссерская работа, безусловно. Вообще в этом фильме все — это режиссер. Видна рука режиссера по всем актерским работам. А уж, конечно, с детьми работать — это самое сложное.

На площадке примерно такая ситуация происходила: Сергей Олегович запрещал мне, Светлане Николаевне Крючковой, и вообще кому-либо из группы подходить к мальчику. Хотя очень хотелось, особенно после тяжелых сцен, как-то погладить его по голове, поразговаривать с ним. Мальчик был абсолютно сам себе предоставлен после того, как отыгрывал свои сцены. Никто его не утешал. Это было продиктовано не жестокостью режиссера, отнюдь.

Сергей Олегович, наоборот, просто делал свое дело. Ребенка очень легко можно расслабить, и тогда он не сыграет то, что нужно. А роль у него тяжелая — не каждый взрослый потянул бы такую роль. Поэтому Саша Дробитько должен был быть все время в каком-то таком одиночестве у нас на съемках. Я втихаря подходила, говорила: «Сашенька, какой ты молодец». И когда это засекал наш второй режиссер: «Мария Васильевна, Сергей Олегович просил же не говорить с мальчиком!», я оправдывалась, что я просто проходила мимо: ну, стоит Саша, я мимо шла, я с ним не разговаривала.

Приходилось оправдываться. Большей частью я старалась не подходить, но переживала за него безумно. Но, с другой стороны, я прекрасно понимала эту установку режиссерскую, которая продиктована не жестокостью к мальчику, а тем, что он должен сделать хорошо свою работу.

— То есть Саша Дробитько работал на равных со взрослыми актерами?

— Абсолютно на равных. Как я говорила, роль у него тяжелая, как и у Светланы Николаевны, это же непередаваемо тяжелая драматическая роль. У меня тоже, особенно последняя и предпоследняя сцены с бабушкой. И пропускать через себя все это было тяжело, и сердцебиение, долго не можешь успокоиться после съемок. Но взрослые профессиональные актеры хотя бы знают, каким образом выходить из этого состояния, применяя свой опыт и мастерство.

Для выхода требуется время. А оказалось, что детской психике нужно меньше времени. Саша после жутких сцен — со слезами, истериками, со страданиями — садился в уголочек и играл в игрушки. Дети, оказывается, сами могут справляться. И это просто завидно! Но это только детская психика может справиться. Для меня эти чудодейственные качества детской психики были открытием.

— Хотелось бы поговорить про других ваших партнеров по фильму.

— Светлана Николаевна — это мастер из мастеров. Я всегда учусь, сколько лет я уже в кино, но я все равно учусь. И для меня счастье играть с такими первокласснейшими актерами, с такими партнерами, потому что есть чему поучиться. И для меня было наслаждением работать и с Алексеем Васильевичем Петренко, и со Светланой Николаевной Крючковой. Я смотрела, как они собираются на эпизод, как они выходят из этого состояния тяжелого — это все актерское мастерство, я просто видела, как это все происходит. Я счастливый человек — я ЭТО видела!

Выбор

Три фильма с участием Марии Шукшиной

«Птицы над городом» (1974)

7-летняя Маша снялась в фильме Сергея Никоненко со своей мамой Лидией Федосеевой-Шукшиной и младшей сестрой Ольгой.

 

«Американская дочь» (1995)

Сыграла бывшую жену героя Владимира Машкова. Режиссеру Карену Шахназарову актриса внешне напомнила его первую жену.

 

«Индиго» (2008)

Героиня Шукшиной — директор специализированной гимназии. Она в недобрых целях использует дар своих учеников — детей индиго.