Проездной билет в дальний космос

О чем говорили и спорили на конференции «Космонавтика XXI века» в подмосковном Королеве

«Отрасль продолжает находиться в стагнации и не обеспечивает, на мой взгляд, сохранения России в XXI веке статуса ведущей космической державы». Столь жесткие и откровенные, идущие вразрез с победными докладами Роскосмоса руководству страны оценки ситуации в российской космонавтике прозвучали в выступлении члена-корреспондента РАН Григория Чернявского на завершившейся в среду научно-практической конференции. Насколько они справедливы?

Отнестись к сказанному Григорием Чернявским следует со всей серьезностью хотя бы потому, что критическое мнение высказал не какой-нибудь дилетант, а крупный ученый и конструктор, давно работающий в космической отрасли и хорошо знающий положение дел в ней, лауреат Государственной и Ленинской премий, участник создания первых в мире спутниковых систем персональной связи, автор 145 изобретений и множества важнейших разработок, нынешний руководитель научно-технологического центра «Космонит».

— Григория Маркеловича знаю много лет, он всегда зрит в корень, — прокомментировал мне нашумевшее выступление один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, экс-министр Борис Бальмонт. — Удивительно принципиальный человек, он никогда не боялся говорить правду, какой бы неприятной она ни была. Вот и на конференции Чернявский открыто озвучил то, что многие отнюдь не рядовые работники космической отрасли говорят по-тихому за пределами своих кабинетов. Целиком поддерживая критический анализ, сделанный Григорием Маркеловичем, я не уверен, что он найдет понимание в Роскосмосе. Все-таки руководить такой сложной отраслью должны профессионалы, знающие космонавтику досконально. Только тогда разговор будет вестись на одном языке:

Одна из острых проблем, поднимавшихся на конференции, касалась финансирования. Деньги на космическую программу уменьшали раз за разом — и соответственно шло сокращение разработок, перенос на неопределенное будущее ряда перспективных проектов. Наконец в марте была принята жестоко урезанная программа. И вдруг снова приступили к секвестру. Под угрозой даже оборонзаказ. «Новая Федеральная космическая программа не вызывает оптимизма, особенно после сокращения объемов госфинансирования», — подчеркнул Чернявский.

По его мнению, бюджетные ассигнования нужно не сокращать, а увеличивать. Потому что «доминантой космической деятельности РФ должен стать амбициозный проект пилотируемого полета в дальний космос. Для этого нужна сверхтяжелая ракета, она необходима нам в XXI веке. Иначе мы утратим приоритет доступа к дальнему космосу».

Вопрос о создании ракеты-«супертяжа» долго находился в подвешенном состоянии. Некоторые и сегодня считают, что на данном этапе она не нужна, для нее, мол, нет актуальных задач. В США тяжелую ракету делают энергичными темпами? Так у американцев денег много, и нечего на них равняться...

— Удивительно близорукая позиция, — замечает Борис Бальмонт. — Без сверхтяжелой ракеты у нас не окажется будущего в космонавтике. И создавать ее надо не потом, а сейчас. Чтобы быть готовыми к новым вызовам и проектам, к участию в развитии мировой космонавтики. Помню, как трудно было нам в 1960-1970-е, когда у американцев была мощная ракета «Сатурн-5», а в СССР ничего не получалось с Н-1. Потом была создана мощная, уникальная «Энергия», гордость ученых и конструкторов, всей космической промышленности. Полетела она с первого раза — фантастический успех! Увы, эту ценнейшую разработку отправили в небытие: А ведь такая ракета очень нужна и сегодня — либо оснащенная новой электроникой «Энергия», либо новая. Лично я сторонник проверенной, уже летавшей «Энергии». Между прочим, по расчетам Роскосмоса, создание новой сверхтяжелой ракеты и стартового стола обойдется в 1,5 трлн рублей:

Уместно вспомнить, что разработка «супертяжа» была поначалу отложена на далекое будущее. Почему? Руководители Роскосмоса не отстаивали тяжелую ракету так, как легендарный главный конструктор Королев отстаивал свои предложения, которые считал принципиально важными. Хорошо, что идею сверхтяжелой поддержал президент Путин.

— Чтобы так же, как Королев, биться за проекты, надо знать свое дело досконально, — стоит на своем Бальмонт.

Что же касается будущей тяжелой ракеты «Ангара 5В», то, как заявил на конференции Григорий Чернявский, у нее не слишком блестящие перспективы, так как в конструкции используются устаревшие технологии 1990-х. Другой просчет, по мнению ученого, — определенное несоответствие Федеральной космической программы и Федеральной целевой программы развития космодромов. По ракетам и по космодрому Восточный «выполняется ряд разноплановых опытно-конструкторских работ».

На конференции в Королеве было немало дельных выступлений. Но она высветила и главную проблему нашей космонавтики — отсутствие ярких, прорывных целей и идей. Открывая научный форум, первый заместитель гендиректора Госкорпорации «Роскосмос» Александр Иванов сказал: «Хотелось бы здесь начать вырабатывать тактические цели и обсудить стратегию космонавтики ХХI века: Определить те вехи, те направления, на которых необходимо максимально сконцентрировать свои усилия». Неожиданное выступление. Если речь идет о том, чтобы «начать вырабатывать тактические цели», значит, мы упорно занимаемся текучкой?

Наша космонавтика, к сожалению, сдает позиции. Всегда с гордостью сообщалось, что Россия занимает первое место в мире по количеству космических запусков. Но теперь ситуация изменилась. По итогам 2016-го у нас впервые будет меньше пусков, чем у США и Китая. Новые пилотируемые корабли скоро появятся в США. Китай быстро наращивает темпы освоения космического пространства. В следующем году китайские специалисты запланировали доставку лунного грунта на Землю. Затем китайский спускаемый аппарат впервые сядет на обратную сторону Луны. В 2020-м на Красную планету отправится китайский марсоход.

А у нас — сплошные секвестры...