«Артдокфест»: от А до Я

В столице открылся фестиваль документального кино

Вчера в Москве открылся «Артдокфест» — крупнейший в нашей стране фестиваль документального кино. Он пройдет уже в 10-й раз и продлится до 9 декабря. Кроме столицы фестивальные фильмы будут показаны в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. География и аудитория «Артдокфеста» растут и расширяются, несмотря на то что киносмотр, ориентированный на серьезный, проблемный разговор о современности, в последние годы волей министра культуры Владимира Мединского не получает государственного финансирования. У фестиваля нашлись верные друзья, сторонники, инвесторы, которые поддержали «Артдокфест» и плечом, и рублем.

Нынешний «Артдокфест» порадует множеством интересных программ. Например, в секции «От А до Я» можно будет увидеть практически все фильмы — призеры главных о-течественных кинофестивалей, на которых в течение года показывали и премировали документальные фильмы. Программа «Война и мир» представит картины российских режиссеров, посвященные конфликту на Донбассе. Новая фестивальная программа «После Союза» познакомит с лучшими документальными фильмами, снятыми за последние годы в бывших национальных республиках. А секция «Юбилей «Артдокфеста» соберет знаковые картины, прогремевшие на фестивале за минувшее десятилетие.

Но главный интерес на «Артдокфесте», как водится, вызывает конкурсная программа, которую будет судить жюри во главе с известным драматургом, сценаристом, публицистом и общественным деятелем Александром Гельманом. Отборочная комиссия «Артдокфеста» отсмотрела порядка 1000 картин. Для конкурса было отобрано 22 новых фильма, снятых на русском языке (непременное условие фестиваля) кинематографистами из Германии, Эстонии, Чехии, Франции, Израиля, Украины, Белоруссии, Литвы, Казахстана, Голландии.

Само собой, в конкурсе будут и новые российские ленты. Среди них, например, «Хроники неслучившейся революции» питерского режиссера Константина Селина — его картина рассказывает о захлебнувшемся протесте дальнобойщиков, выступивших против введения системы «Платон». Известный режиссер-документалист Дарья Хренова в фильме «Голая жизнь» не только набрасывает штрихи к портрету художника-акциониста Петра Павленского, но и подробнейшим образом исследует болезненные точки взаимоотношений интеллигенции и власти. А питерская студентка Кристина Кужахметова в фильме «Красота» пытается найти эту самую красоту среди бескрайних алтайских степей. И у нее это получается.

Особый интерес вызывает участие в конкурсе фильма «Аустерлиц» мэтра современного кино Сергея Лозницы. Съемки его вызывающей шок картины проходили в музеях, которые находятся в бывших концлагерях — Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен. В центре внимания режиссера — эмоции туристов, посещающих лагеря смерти. Премьера фильма состоялась в Венеции, позже фильм Сергея Лозницы был удостоен Гран-при фестиваля в Лейпциге. Теперь он поборется за золото «Артдокфеста» с другими участниками конкурсного ристалища.

Еще один корифей документального кино — Виталий Манский, будучи президентом «Артдокфеста», претендовать на награды не имеет права. Два новых его фильма будут показаны вне конкурса. Картина «В лучах солнца», рассказывающая о теневых сторонах жизни Северной Кореи, уже широко прошла в российском и мировом кинопрокате, собрала гроздь наград на престижных международных фестивалях и впервые в истории российского документального кино выдвинута на «Оскар». А вот его исповедальную ленту «Родные» пока мало кто видел. Она рассказывает о родных и близких режиссеру людях, живущих во Львове, Одессе, Киеве, в Крыму и на Донбассе. Получилась и пронзительная семейная хроника, и впечатляющий срез кровоточащего конфликта. При этом картина, по мнению автора, лишена какой бы то ни было политизированности.

Всего на фестивале будет показано более 150 фильмов. Поскольку прокат неигрового кино у нас в стране практически отсутствует, то «Артдокфест» — едва ли не единственная возможность увидеть современные документальные фильмы на большом экране. В Санкт-Петербурге показы пройдут в кинотеатрах «Англетер» и «Родина», в Екатеринбурге под фестивальные фильмы будет отдан экран «Ельцин Центра». А москвичи смогут приобщиться к лучшим образцам документального кино в главном столичном кинотеатре — «Октябрь». Цена на билеты по сравнению с игровым кино вполне щадящая.