Главная Культура 10:11 02 Декабря 2019 1171
Прощальная симфония железного века

На фестивале NET показали фильм о Ромео и Джульетте индустриальной эпохи

Сергей Бирюков
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля NET

Аббревиатуру R&J можно принять за какой-нибудь производственный бренд, но это «всего лишь» закамуфлированное название «Ромео и Джульетта». Просто авторы спектакля, впервые показанного столичной публике (оттого кинопросмотр на нынешнем фестивале NET назвали премьерой, хотя сам перформанс состоялся 6 лет назад), «постеснялись» взять впрямую классическое наименование. Ведь попытка спрятаться за спину Шекспира могла бы быть истолкована как желание переложить на классика львиную долю ответственности за свой опус. Но постановщики поступили по-другому: они вызвали огонь на себя, переложив вечный сюжет о любви и ненависти на демонстративно неканонический язык музыки машин и «индустриального» танца.

При чем здесь музыка машин и индустриальный танец? А вот при чем: мы ведь еще не покинули пределов индустриальной эпохи, правда? И разве она не имеет право говорить о вечных темах своим языком? Еще сто лет назад у Маяковского разговаривали пароходы, Прокофьев писал балет «Стальной скок», Арсений Авраамов выстраивал из заводских шумов «Симфонию гудков». Но зачем возвращаться к тому, что давно пройдено? Постойте, да пройдено ли? Скорее жестко обрублено эпохой соцреализма и лишь в последние десятилетия стало напоминать о себе. Это во-первых. Во-вторых, ничто не возвращается в точности, и язык сегодняшнего композитора-изобретателя Петра Айду, хореографа Анны Абалихиной, художника и акциониста Кати Бочавар знает то, чего не знали хореографы и композиторы век назад – пластику Килиана, пространственную комбинаторику Форсайта, опыты над звуком Кейджа… В-третьих, индустриальная эпоха тогда и сегодня имеет совершенно разный смысловой знак. В начале ХХ века общество связывало с индустрией надежды на будущее, сегодня скорее относится как к реликту очередной не оправдавшейся мечты о всеобщем благоденствии. Громадная промышленная империя переживает трагедию распада – так по крайней мере в нашей стране. Гремящие цеха столичных предприятий снесены либо огламурены в бизнес-центры и галереи. Правда, еще держатся некоторые регионы, в том числе Урал.

Неслучайно местом, где родился нынешний опус, стал Первоуральск с его пока еще действующими заводами. Но уже официально включенный правительством РФ в список монопрофильных городов с наиболее сложным социально-экономическим положением. В таких промгородах люди, привязанные к своим предприятиям, испытывают к ним любовь-ненависть – как к чему-то, составившему содержание жизни и эту жизнь себе подчинившему. А когда у твоего кормильца и крепостника все яснее перспектива краха, начинаешь жалеть и ненавидеть еще сильнее.

Катя Бочавар не объяснила, почему захотела поставить в месте со столь высоким эмоциональным напряжением именно «Ромео и Джульетту». Думаю, здесь любой трагический (и даже не трагический) сюжет приобрел бы особую заостренность звучания. Но, пожалуй, ни в какой другой пьесе, по крайней мере шекспировской, эти два чувства, любовь и ненависть, не приведены в столкновение столь явно.

Для постановки выбрали обветшавший, но все еще роскошный ДК «Огнеупорщик», реанимировали его 10-метровый поворотный круг, говорят, не уступающий сценическому оборудованию столичных театров.

Но до включения поворотного круга в зале много чего успевает произойти. На длинный, вдающийся в партер язык сцены выходят полтора десятка танцовщиц («Джульетта эпохи коллективного труда»?). По команде своей «старшей» они исполняют блоки строго ритмованных движений, поначалу больше всего напоминающих производственную гимнастику. Молот, ротор, терки и прочие механизмы авторства Петра Айду и им же с помощниками из екатеринбургской группы Flos Florum приводимые в действие («коллективный Ромео»?) толкают наше воображение в ту же сторону, вызывая отчетливые ассоциации со звуками кузнечного цеха или паровозного депо. Сперва блоки этой ритмической симфонии сменяют друг друга спокойно-размеренно, но постепенно темп событий нарастает, «фразы» (совсем как в симфонической разработке) дробятся, напирают друг на друга, ритм ускоряется, грозит разрушиться, как поезд, который толкает сзади обезумевший машинист. Вдруг сквозь этот хаос все отчетливее начинает прорываться человечная «интонация», из массы возникает одна пара танцующих, другая, третья… уже нет массы, есть только пары, сосредоточенные друг на друге.

На все это накладывается читаемый актрисой (Юлией Шимолиной) текст. Знакомые шекспировские фразы тоже словно прошли машинную обработку, странно ритмизованы, порой перекомбинированы, опять же как в симфонической партитуре. Смысл, впрочем, остается ясным: строфы Монтекки, Бенволио, Кормилицы, Меркуцио, Лоренцо, самого Ромео четко очерчивают контур и образный строй сюжета. Возникает немыслимый, но совершенно органичный сплав приемов, погружающих в атмосферу драмы – давней шекспировской и сегодняшней нашей. Ее кульминация – «соло» того самого поворотного круга, на котором выезжает нечто циклопическое, прекрасное и пугающее одновременно: похожая с виду на орган с несчетным количеством труб звонница, издающая певучий, чарующий и страшный своей надчеловечностью звук. Словно запела целая металлическая вселенная, знающая, что обречена, и вложившая в эту песню всю тоску своей железной души. Танцовщицы выносят плоские полые блоки с мелкими камушками внутри, неспешно колышут их, создавая звуковую, да и зрительную иллюзию морского прибоя, будто смывающего следы всех прочих звуков. Темнота поглощает и их. Актриса произносит последние слова Ромео: «Лежи в цветах – сама, как сад в цвету. / Твоя постель из пепла и гранита. / Я руки над тобой переплету / И окроплю слезами эти плиты. / А завтра снова принесу цветов / И забросаю ими твой покров». Препарированное пианино (тоже из арсенала Петра Айду) неживым стеклянным голоском «пропевает» прощальный хорал. Гаснет последняя лампа.

Рассказывают, что у самих первоуральцев идея ТАКОГО художественного освоения их города поначалу вызвала иронию. Оператор поворотного круга смеялся в голос. Изумлялись те, кто по заказу Петра резал из труб здешнего производства звонницу – разве может их продукция послужить музыке? А потом изумлялись тому, как красиво звучит их собственное детище. Да и танцовщицы, набранные по кастингу не из профессионалов (тех, видимо, проект не заинтересовал), а «просто» из гуманитарщиц Екатеринбурга, далеко не сразу вошли в строй танца, основанного на структурированной (выражение Анны Абалихиной) импровизации. И публика города не вдруг оценила работу. ПТУшники, привезенные на первый спектакль, откровенно ржали. На следующем представлении Катя Бочавар предварила действие просьбой: если не нравится – не шумите, а просто подремлите часок, выспаться ведь тоже полезно… Зритель оценил подачу – и, так уж и быть, смотрел внимательнее. И втягивался всерьез.

Но больше показов не было. И сегодня этого народного проекта уже не существует. Даже на такое, почти исключительно из местных ресурсов выстроенное дело нужны средства, энергия, воля. Создание инновационного центра «Дом новой культуры» в Первоуральске, предполагавшего дальнейшие творческие инициативы в промышленном городе, было задушено уполномоченным министерства культуры РФ Николаем Бурляевым, увидевшим в такой институции не больше и не меньше – угрозу майдана.

К счастью, успели снять крепкое и умелое видео, доступное в YouTube, а вот теперь показанное на большом экране. Я видел, как зажгло оно и утонченных эстетов фестиваля NET, и верного друга смотра, президента Фонда Михаила Прохорова Ирину Прохорову. Тут же находились и Катя, Анна, Петр, их продюсер Алиса Прудникова. Известно, что в дальнейшем найденное в Первоуральске было развито на других площадках – в инсталляциях «Запахи. Звуки. Заводы» (Пермь, Музей современного искусства), «Антропоценфония» (Москва, Школа драматического искусства)… Значит, есть все основания ждать новых проектов.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7250
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5295
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4614
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4206
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4174
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?