08 декабря 2016г.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТО СВЕТИЛО

Хлыстов Анатолий
Опубликовано 01:01 03 Февраля 2000г.

Еще в средние века мореплаватели обратили внимание, что бывают дни, когда стрелка компаса вдруг начинает беспорядочно колебаться в течение времени от нескольких часов до нескольких суток, делая компас совершенно непригодным для навигационных расчетов. По аналогии с бурями на море моряки назвали это явление магнитной бурей. В конце XVIII века шотландский астроном и геофизик Иоганн Ламонт заметил, что интенсивность и частота магнитных бурь тем больше, чем больше на Солнце пятен. Это было первое открытие связи земных явлений с солнечной активностью. Английский экономист У.Джевонс в 1878 г. писал о связи между промышленными кризисами и периодическим ходом солнцедеятельности. Бельгийский астроном Фернан Моро в 1904 г. показал, что влияние солнечных пятен отражается и на урожае винограда, времени цветения сирени и прилете ласточек.
Летом 1915 г., наблюдая за пятнообразовательной деятельностью Солнца, А.Л. Чижевский обнаружил, что некоторые периоды усиления этих процессов совпадали с развертыванием и усилением военных событий на многих фронтах мировой войны. Проанализировав наиболее значительные исторические события, А.Л.Чижевский показал, что они имеют хорошо выраженную тенденцию повторяться примерно через 100 лет, а внутри каждого столетия отчетливо вырисовывается 11-летний период. А.Чижевским было замечено, что в минимуме солнечной активности наступает всеобщее успокоение, тогда как на максимумы приходится повсеместное возбуждение. Именно на годы максимальной солнечной активности приходились самые кровавые мятежи и революции, войны и крестовые походы, массовая резня и избиения иноверцев. На обширном материале Чижевский показал, что наиболее сильные и смертоносные эпидемии (в том числе и гриппа) всегда приходились на годы максимальной солнечной активности.
Позднее выяснилось, что число аварий на транспорте резко возрастает с увеличением солнечной активности. В максимуме солнечной активности резко возрастает также количество убийств и самоубийств.
Каков же физический механизм солнечно-земных связей? Астрономы уже в начале XX века установили, что пятна - это области очень сильных магнитных полей на Солнце, содержащие в себе громадные запасы легко высвобождаемой энергии. И поскольку Земля живет, по существу, во внешней части короны Солнца, она не только получает от него свет и тепло, но и непрерывно подвергается переменным воздействиям со стороны гамма-, рентгеновских и ультрафиолетовых излучений, а также солнечного ветра и космических лучей, источником энергии которых является магнитное поле пятен. Все это вызывает различные, порой даже катастрофические, изменения в магнитосфере (магнитные бури), атмосфере (ураганы, тайфуны), гидросфере, биосфере и, возможно, литосфере Земли (землетрясения).
Осенью 1996 года начался новый 23-й цикл солнечной активности. Большинство российских и зарубежных ученых склонялись к мнению, что это будет очень мощный цикл, возможно, даже самый высокий за 240 лет наблюдений. Однако сейчас, когда солнечная активность уже практически достигла своего максимального значения, ясно, что цикл оказался самым рядовым. Повышенная активность Солнца продержится еще 2-3 года, а затем она начнет спадать и достигнет минимума около 2006 года.
Предыдущий цикл солнечной активности, максимум которого пришелся на середину 1989 года, имел высоту примерно на 45 процентов выше теперешней. Поэтому можно предполагать, что нас ожидают события во всяком случае не страшнее тех, которые имели место 10 лет назад.