18 августа 2017г.
МОСКВА 
24...26°C
ПРОБКИ
2
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 59.25   € 69.65
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЕЧНО ЗЕЛЕНОЕ И ПОСТОЯННО СЕРОЕ

Вартанов Анри
Опубликовано 01:01 03 Февраля 2000г.
В минувшее воскресенье наша культура отмечала славный юбилей. Исполнилось сто лет со дня рождения нашего блистательного композитора Дунаевского. В любой другой стране такой дате было бы подчинено вещание телеканалов в течение по крайней мере всей недели. У нас же в репертуаре столичных телеканалов (а их сегодня насчитывается аж двенадцать!) можно было обнаружить лишь одну скромную передачу - сборный концерт из произведений музыканта. Да и та стояла в сетке вещания "малотиражной" "Культуры".

Впрочем, накануне, в субботу, были еще два повтора: программа, посвященная кинорежиссеру Григорию Александрову в цикле "ХХ век в кадре и за кадром" и "В поисках утраченного", где героем рассказа был композитор.
Показательны даты создания этих произведений: 1996 и 1998 годы. А также - заключенный в них парадокс. В передаче о режиссере было гораздо больше музыки Дунаевского, нежели в специально посвященной ему программе. Глеб Скороходов почему-то все свое внимание уделил деталям биографии композитора, отодвинув его произведения куда-то на второй план. Хотел бы ошибиться, но, кажется, телеавтор оказался во власти получившей в последние годы "концепции", согласно которой песни Дунаевского стали музыкальным воплощением "проклятого прошлого" - большевизма, сталинизма, коммунизма.
Странно было смотреть передачу об авторе песенных шедевров и не слышать их звучание. Странно было внимать рассуждениям журналиста о популярности композитора с признаниями его поклонников и в особенности поклонниц, вместо того чтобы встретиться с произведениями, ставшими причиной всеобщих восторгов. Странной логикой звучали аргументы Г.Скороходова насчет обид композитора на режиссера Г.Александрова, не пригласившего его к сотрудничеству над следующим после "Весны" фильмом. Если б он назвал эту ленту - а ею была далекая от музыкального жанра "Встреча на Эльбе", - то никто из зрителей не поверил бы в основательность обид.
Кстати, кинорежиссер Карен Шахназаров, автор цикла "ХХ век в кадре и за кадром", оказался гораздо более внимателен к союзу двух знаменитых авторов музыкальных лент 30-40-х годов. Даже из профессиональной солидарности или из симпатий к герою передачи он не позволил себе хоть на йоту умалить заслуги композитора. Говоря об александровской "великолепной пятерке" - "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь", "Весна", - львиную долю времени ведущий отдавал цитированию музыкальных номеров.
Как режиссер, сам работающий в жанре музыкального фильма и знающий цену шлягеру, К.Шахназаров искренне восхищался гением Дунаевского. Его произведения он назвал "вечно зелеными", считая беспрецедентным такое количество хитов в творчестве одного человека.
Фактически эта передача стала самым заметным явлением юбилейных дней на ТВ. Но, во-первых, формально она была посвящена все же не юбиляру. А во-вторых, сделана уже довольно давно. Чего-то специально созданного к столетию обнаружить не удалось. Телевизионщики, наверное, по привычке станут кивать на последствия 17 августа 1998-го: жалобы на безденежье превратились в "палочку-выручалочку", когда речь заходит о чем-то общественно необходимом в эфире.
Но была ведь и другая возможность, не требующая денег. Можно было в день юбилея показать в эфире фильмы с музыкой Дунаевского из александровской "пятерки" или же "Богатую невесту", "Кубанские казаки", "Мою любовь". Но телеканалы предпочли в воскресный день один из бесконечных третьесортных сериалов или же кинокомедии типа "Семь стариков и одна девушка". Серость - в который уже раз! - оказалась главным цветом в палитре экрана.
Причем дело тут не в каких-либо принципиальных обстоятельствах. Ведь ленты с музыкой Дунаевского находятся в числе фаворитов эфира. Мы недавно опубликовали письмо нашего читателя Сергея Берендюхина, который проделал немалый труд: посчитал за пять последних лет количество телепоказов популярных кинофильмов. В этом списке лидирующее положение занимают ленты Г.Александрова и И.Пырьева - именно те, в которых звучат песни нынешнего юбиляра.Странное дело: в обычные дни эти произведения царят на экране, а тут о них даже не вспомнили.
Снова мы сталкиваемся с давней проблемой: случайностью и бессмыслицей телевизионного программирования. Озабоченные только достижением максимального рейтинга и устройством какой-нибудь мелкой пакости конкурентам, составители сетки вещания не замечают многих важных событий нашей жизни. То всем скопом они набрасываются на тему - так, что зрителям вскоре становится тошно от их назойливого внимания к ней: подобное случилось в дни 200-летия Пушкина. То, напротив, безразлично отворачиваются, как это произошло на сей раз, от важнейшего события.
Ну почему, скажите, в воскресном эфире в передаче "Большие родители" мы встретились с дочерью военачальника, а не с одним из сыновей композитора? Почему в тот же день кто-то из них двоих не стал героем программы "Грани"? Почему в программе теледня стояли концерты К.Орбакайте, Ф.Киркорова, А.Цой, группы "Белый орел", в репертуаре которых Дунаевский, как говорится, не ночевал?
Я так придирчив к случившемуся потому, что дело тут вовсе не в одном Дунаевском. То же или почти то же самое произошло на днях и с Владимиром Высоцким. 25 января был день его рождения. Прежде многие каналы ставили на это число в свои программы фильмы с его участием. На сей раз только один канал - и тоже не самый массовый - откликнулся на дату. И это при том, что ленты с любимым миллионами зрителей бардом занимают верхние строчки в том списке, о котором здесь говорилось.
Небрежное, неуважительное отношение к отечественной культуре я трактую здесь как элементарное падение профессионального уровня друзей-телевизионщиков. Но слышал уже и другие объяснения. Один мой коллега весьма неожиданно отреагировал на постоянные сравнения нашего Дунаевского с заокеанским Гершвиным. Он вспомнил, как подробно и любовно отметили все наши телеканалы столетие последнего. Подсчитал, что тому юбилею было уделено больше эфирного времени, нежели этому. Такая вот тенденция.


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?