ВЕЧНО ЗЕЛЕНОЕ И ПОСТОЯННО СЕРОЕ

В минувшее воскресенье наша культура отмечала славный юбилей. Исполнилось сто лет со дня рождения нашего блистательного композитора Дунаевского. В любой другой стране такой дате было бы подчинено вещание телеканалов в течение по крайней мере всей недели. У нас же в репертуаре столичных телеканалов (а их сегодня насчитывается аж двенадцать!) можно было обнаружить лишь одну скромную передачу - сборный концерт из произведений музыканта. Да и та стояла в сетке вещания "малотиражной" "Культуры".

Впрочем, накануне, в субботу, были еще два повтора: программа, посвященная кинорежиссеру Григорию Александрову в цикле "ХХ век в кадре и за кадром" и "В поисках утраченного", где героем рассказа был композитор.
Показательны даты создания этих произведений: 1996 и 1998 годы. А также - заключенный в них парадокс. В передаче о режиссере было гораздо больше музыки Дунаевского, нежели в специально посвященной ему программе. Глеб Скороходов почему-то все свое внимание уделил деталям биографии композитора, отодвинув его произведения куда-то на второй план. Хотел бы ошибиться, но, кажется, телеавтор оказался во власти получившей в последние годы "концепции", согласно которой песни Дунаевского стали музыкальным воплощением "проклятого прошлого" - большевизма, сталинизма, коммунизма.
Странно было смотреть передачу об авторе песенных шедевров и не слышать их звучание. Странно было внимать рассуждениям журналиста о популярности композитора с признаниями его поклонников и в особенности поклонниц, вместо того чтобы встретиться с произведениями, ставшими причиной всеобщих восторгов. Странной логикой звучали аргументы Г.Скороходова насчет обид композитора на режиссера Г.Александрова, не пригласившего его к сотрудничеству над следующим после "Весны" фильмом. Если б он назвал эту ленту - а ею была далекая от музыкального жанра "Встреча на Эльбе", - то никто из зрителей не поверил бы в основательность обид.
Кстати, кинорежиссер Карен Шахназаров, автор цикла "ХХ век в кадре и за кадром", оказался гораздо более внимателен к союзу двух знаменитых авторов музыкальных лент 30-40-х годов. Даже из профессиональной солидарности или из симпатий к герою передачи он не позволил себе хоть на йоту умалить заслуги композитора. Говоря об александровской "великолепной пятерке" - "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь", "Весна", - львиную долю времени ведущий отдавал цитированию музыкальных номеров.
Как режиссер, сам работающий в жанре музыкального фильма и знающий цену шлягеру, К.Шахназаров искренне восхищался гением Дунаевского. Его произведения он назвал "вечно зелеными", считая беспрецедентным такое количество хитов в творчестве одного человека.
Фактически эта передача стала самым заметным явлением юбилейных дней на ТВ. Но, во-первых, формально она была посвящена все же не юбиляру. А во-вторых, сделана уже довольно давно. Чего-то специально созданного к столетию обнаружить не удалось. Телевизионщики, наверное, по привычке станут кивать на последствия 17 августа 1998-го: жалобы на безденежье превратились в "палочку-выручалочку", когда речь заходит о чем-то общественно необходимом в эфире.
Но была ведь и другая возможность, не требующая денег. Можно было в день юбилея показать в эфире фильмы с музыкой Дунаевского из александровской "пятерки" или же "Богатую невесту", "Кубанские казаки", "Мою любовь". Но телеканалы предпочли в воскресный день один из бесконечных третьесортных сериалов или же кинокомедии типа "Семь стариков и одна девушка". Серость - в который уже раз! - оказалась главным цветом в палитре экрана.
Причем дело тут не в каких-либо принципиальных обстоятельствах. Ведь ленты с музыкой Дунаевского находятся в числе фаворитов эфира. Мы недавно опубликовали письмо нашего читателя Сергея Берендюхина, который проделал немалый труд: посчитал за пять последних лет количество телепоказов популярных кинофильмов. В этом списке лидирующее положение занимают ленты Г.Александрова и И.Пырьева - именно те, в которых звучат песни нынешнего юбиляра.Странное дело: в обычные дни эти произведения царят на экране, а тут о них даже не вспомнили.
Снова мы сталкиваемся с давней проблемой: случайностью и бессмыслицей телевизионного программирования. Озабоченные только достижением максимального рейтинга и устройством какой-нибудь мелкой пакости конкурентам, составители сетки вещания не замечают многих важных событий нашей жизни. То всем скопом они набрасываются на тему - так, что зрителям вскоре становится тошно от их назойливого внимания к ней: подобное случилось в дни 200-летия Пушкина. То, напротив, безразлично отворачиваются, как это произошло на сей раз, от важнейшего события.
Ну почему, скажите, в воскресном эфире в передаче "Большие родители" мы встретились с дочерью военачальника, а не с одним из сыновей композитора? Почему в тот же день кто-то из них двоих не стал героем программы "Грани"? Почему в программе теледня стояли концерты К.Орбакайте, Ф.Киркорова, А.Цой, группы "Белый орел", в репертуаре которых Дунаевский, как говорится, не ночевал?
Я так придирчив к случившемуся потому, что дело тут вовсе не в одном Дунаевском. То же или почти то же самое произошло на днях и с Владимиром Высоцким. 25 января был день его рождения. Прежде многие каналы ставили на это число в свои программы фильмы с его участием. На сей раз только один канал - и тоже не самый массовый - откликнулся на дату. И это при том, что ленты с любимым миллионами зрителей бардом занимают верхние строчки в том списке, о котором здесь говорилось.
Небрежное, неуважительное отношение к отечественной культуре я трактую здесь как элементарное падение профессионального уровня друзей-телевизионщиков. Но слышал уже и другие объяснения. Один мой коллега весьма неожиданно отреагировал на постоянные сравнения нашего Дунаевского с заокеанским Гершвиным. Он вспомнил, как подробно и любовно отметили все наши телеканалы столетие последнего. Подсчитал, что тому юбилею было уделено больше эфирного времени, нежели этому. Такая вот тенденция.