25 сентября 2016г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.86   € 71.59
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НИНА УСАТОВА: У МЕНЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ЗАКВАСКА

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 03 Февраля 2000г.
О таких женщинах, как народная артистка России Нина Усатова, говорят: "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". В то же время к ней можно запросто подойти на улице, спросить о чем-то, и она вам ответит так, будто вы сто лет знакомы. Признаюсь, я долго договаривалась с ней об интервью, но она никак не могла выкроить хотя бы полчаса свободного времени. Наконец, мы встретились в гримуборной актрисы в театре.

- Нина, хочу с вами поделиться своими воспоминаниями. Это было много лет назад, когда вы еще играли в Молодежном театре. Уже забыла, как назывался тот спектакль, но отлично помню, как вы в течение трех часов молча стирали белье на сцене. И делали это настолько натурально, что невольно отвлекали внимание зрителей от говорящих артистов на себя. Тогда я подумала: если актриса так талантливо умеет стирать на сцене, - у нее большое будущее. Мои прогнозы сбылись. Сейчас хочу спросить вас вот о чем: вы что, вообще не умеете притворяться ни в жизни, ни на сцене?
- Я считаю, что в жизни лучше не играть, а быть самой собой. Это трудно, но возможно. Иногда я тоже начинаю что-то изображать, но потом совестно становится. Притворство артиста в жизни не имеет ничего общего с притворством на сцене - там он это делает ради правды искусства.
- Но ведь когда любой человек входит в новый коллектив, он невольно начинает что-то изображать из себя, потому что ему неуютно, страшно. Неужели вы этого не испытали, когда оказались в труппе БДТ?
- Когда 10 лет назад Кирилл Юрьевич Лавров пригласил меня на роль Белотеловой в "Женитьбу Бальзаминова", у меня как раз родился сын. Не будь этого серьезного обстоятельства, я, может быть, и следила бы, как и кто на меня реагирует, а так мне было не до того. Работа - дом, дом - работа. Крутилась как белка в колесе. И потом, почти одновременно с рождением сына, у меня умерла мама. Она как раз собиралась к нам переехать в Петербург и вдруг... Царствие ей Небесное... Когда я пришла на первую репетицию комедии Островского, исполнилось 40 дней со дня ее смерти. Сами понимаете, что я чувствовала... Но моя трагедия оставалась моей трагедией, и театр тут был ни при чем. Я старалась прятать свое горе и быть внимательной к партнерам. Ведь как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе. Это родители мне с детства внушали.
- А кто они были по профессии?
- Простые крестьяне. Жили мы в Курганской области. У нас была большая семья. Если кто-то из детей совершал плохой поступок, например, пропускал занятия в школе - тут же собирался семейный совет и по всей строгости судил провинившегося.
- Когда началась ваша самостоятельная жизнь?
- Можно сказать, в 15 лет, когда я уехала учиться в Курган в старшие классы. Кстати, недавно моей тридцатой школе, куда я ездила недавно на юбилей, исполнилось 100 лет. Итак, окончив среднюю школу, я поехала поступать в московское Щукинское училище на актерский факультет. Но мне не повезло ни в первый, ни во второй, ни в третий раз. Только через пять лет я наконец поступила.
- Вы такой настойчивый человек?
- Как мне кажется, я очень терпеливый человек - тут сказывается моя крестьянская "закваска".
- А чем вы занимались, когда раз за разом "проваливались"?
- Первые два года возвращалась домой, а потом стала работать на ткацкой фабрике в городе Боровске и там же играла в Народном театре. После окончания училища я поехала в Ленинград показываться в труппу Молодежного театра. Иногда я тоскую по тем временам. Не могу сказать, что теперь мне живется творчески неинтересно. Как-никак в БДТ я играю в четырех спектаклях, да и в кино постоянно снимаюсь. И все-таки молодость есть молодость: голодная, неустроенная, но тогда кровь кипела в жилах и жизни, казалось, не будет конца... Сейчас я стараюсь распределять свои силы. Иногда даже отказываюсь от съемок, если роль не слишком интересная.
- Вам не кажется, что кинорежиссеры используют вас однобоко, предлагая роли одного и того же плана - женщин из народа?
- Нет, я так не думаю. Фильмы "Небывальщина", "Окно в Париж", "Американка", "Прощальные гастроли", "Свидетель", "Мусульманин" - такие разные по жанру и по киноязыку, что даже если захочешь - не сыграешь одинаково.
- Актерский состав фильма имеет для вас какое-то значение или нет?
- Очень большое. Как только начинаешь общаться с партнером на съемочной площадке, сразу чувствуешь, что это за человек: искренний, добрый или ехидный и злой. Так, когда я впервые встретилась с Женей Мироновым на пробах фильма "Мусульманин" и по роли обняла его, то мгновенно почувствовала в нем трепетного, нежного человечка, и мне стало с ним свободно и легко. Режиссер Володя Хотиненко умеет создать во время съемок такую замечательную творческую атмосферу, что потом, когда мы, участники фильма, расстаемся, то плачем. Во время съемок "Мусульманина" все мы - Володя Ильин, Иван Бортник, Саша Балуев, Дуся Германова -стали как родные. Более того, жители деревни Бурдово Рязанской области, где снималась картина, через несколько дней уже звали нас в гости, угощали молоком, огурчиками с огорода.
- Нина, а вот другой фильм - "Холодное лето 53-го года", который, как мне кажется, можно смотреть по многу раз и он не надоедает, - что в нем было для вас примечательного?
- О-о-о! Это фильм удивительный: сложный и простой одновременно. В 1986 году я снималась у Георгия Буркова в фильме "Байка". Очень много общалась с ним, он посвящал меня в свои творческие планы, хотел снять фильм о жизни Василия Шукшина, в котором роль его матери могла бы сыграть я. Так вот, на озвучивании этого фильма ко мне подошла помощница Прошкина и предложила прочитать сценарий "Холодного лета..." Изучив его досконально, я решила отказаться, потому что не знала, как можно сыграть немую. Но в конце концов Александр Анатольевич уговорил меня. Готовясь к съемкам, я попробовала ходить в школу-интернат для глухонемых, начала изучать их "язык" общения. Но потом подумала: да ведь эта женщина не может знать азбуки глухонемых, живя всю жизнь на острове. Я решила, что буду обходиться самыми элементарными жестами. Мой партнер Валерий Приемыхов помогал мне в работе над этой ролью. Он вообще замечательный человек - сильный, мудрый, талантливый. Таких мужчин сейчас вообще осталось мало.
- Скажите, а как вел себя Анатолий Папанов? Ведь это была его последняя роль в жизни?
- Я очень много наблюдала за ним во время работы. Он никогда не сидел в одиночестве, со всеми общался на равных, рассказывал анекдоты, но как только выходил на площадку - тут же мгновенно преображался. От прежнего веселого Папанова и следа не оставалось. Это был высокий профессионал и в молодости, и в зрелом возрасте.
- Кстати, о возрасте. Почему режиссеры так любят давать вам роли старух? Ведь вы на самом деле цветущая, молодая актриса...
- Да, они стараются меня состарить раньше времени (смеется).
Помню, когда я была совсем-совсем молодой, то уже играла бабку в спектакле "Беда" Молодежного театра. И очень переживала, что она у меня не получится. Поэтому, приехав домой во время отпуска, достала из сундука бабушкину юбку, кофту, жакет, ее фетровые боты, обрядилась во все это и пошла по деревне, вспоминая, как она ходила, разговаривала с людьми. Этот костюм помог мне войти в образ моей первой сценической старухи, а потом все покатилось как по маслу. Играть человека, прожившего жизнь, всегда заманчиво..
- А как же быть с вашей женской привлекательностью?
- Ну, в жизни мне никто не мешает быть привлекательной, а на сцене, в кино как раз интересно перевоплощаться в горбатую, кривую, косую и в этом облике существовать... Правда, в последнее время мне стали предлагать в кино и роли молодых, азартных женщин. Например, в фильме "Особенности национальной политики", где я появлялась в экстравагантных костюмах и париках.
- Нина, я вижу, что вы не испытываете недостатка в работе. Режиссеры, можно сказать, передают вас из рук в руки. Почему?
- Дело в том, что все фильмы, о которых я тут говорила, снимались режиссерами, с которыми я работаю постоянно. Это Виталий Дудин - с ним я сделала пять картин, Дима Месхиев - четыре картины, а у Володи Хотиненко готова играть даже самый крошечный эпизод - настолько это всегда захватывающе.
- Значит, ближайшее будущее твердо определено, и разочарования вас не подстерегают?
- Нет, так нельзя говорить. Наша профессия настолько сложная и непредсказуемая, что, бывает, спотыкаешься на ровном месте. И потом долго бьешься о стенку и страдаешь...
- А есть люди, которые вас утешают, помогают справиться с неприятностями?
- Конечно. В первую очередь это мой муж. Мы хорошо понимаем друг друга, и он, будучи педагогом по профессии, ведет себя дома как мудрый учитель. Воспитанием сына в основном занимается он.
- Мне почему-то всегда казалось, что вы созданы для материнства.
- Я всегда мечтала иметь много детей. Но моя жизнь только теперь стала более или менее благоустроенной, а раньше я скиталась по чужим углам, и заводить детей было страшновато. В результате мы имеем только одного сына. Слава Богу, что хоть он есть. Надо дорожить тем, что имеешь, и никогда никому не завидовать. Зависть делает женщину злой, а ее сила - в доброте.


Loading...

Дело о миллиардах полковника Захарченко вышло на международный уровень: к расследованию подключилась ФРС США.