ПУСТЫНЯ

Грузовик, развернув фарами тьму вечерней пустыни, буквально ворвался на бивак. Из кабины, шатаясь от усталости, вывалились водитель Владимир Чагин, члены экипажа - Семен Якубов и Сергей Савостин. "Победа!" - закричал Якубов. Экипаж "КамАЗа" обеспечил себе первое место в крупнейших международных автогонках Париж-Дакар-Каир.

- Нам сегодня просто повезло, - сказал руководитель команды Семен Якубов, когда мы присели за складной столик, раскинутый между грузовиком и техничкой. - Этап был исключительно сложным, на трассе торчали острые камни. Удивляюсь, как это мы колесо не порвали!
Для автогонщиков слово "Дакар" давно уже стало символом тяжелейших испытаний и высочайшего мастерства. В нынешнем году ралли проводились в 22-й раз. Правда, маршрут был изменен. Гонщики не финишировали в столице Сенегала, как это было прежде, а стартовали в ней. Вместо Западной Африки трасса проходила почти целиком по Сахаре, пересекая континент с запада на восток. Особенно трудными оказались последние этапы.
Вообще к финишу приходят обычно лишь чуть больше половины гонщиков. Десять лет назад, приехав впервые на Дакар, Чагин и Кабиров сделать это не смогли.
Кстати, в Ливии Чагину тоже на этот раз не повезло - его машина упала с дюны, погнулась рулевая тяга, и российские гонщики потеряли на ее исправлении 36 драгоценных минут. 9 из них потом наверстали на остававшихся до финиша этапа 50 километрах. 12-тонный "КамАЗ" с ярославским двигателем мощностью 750 лошадиных сил несся по пустыне со скоростью 180 километров в час.
Впрочем, нынешняя гонка могла бы быть и покруче. Но на территории Нигера французская воздушная разведка обнаружила конвой вооруженных людей на "джипах". Организаторы ралли решили, что это террористы, отменили 4 этапа из 17, сократив тем самым дистанцию на три тысячи километров и дав гонщикам незапланированные дни отдыха. Участников гонки вместе с их машинами перебросили тремя нашими "Русланами" из Ниамея в ливийскую Себху. И лишь после окончания ралли выяснилось, что это была кавалькада кувейтского принца, выехавшего в пустыню на охоту.
С самого начала нынешней гонки экипажи двух наших "КамАЗов" были в фаворитах. Собственно, в последние годы борьба за первые места и идет главным образом между ними и чехами на "Татрах". В спор этот не в состоянии вмешаться гонщики даже на таких престижных марках грузовиков, как "мерседес". По условиям соревнований машины должны быть серийными, но допускается их доработка. Вот тут-то и начинает бурно работать конструкторская мысль. По словам Якубова, команда гонщиков была создана на КамАзе в 1989 году как раз для того, чтобы проверить в суровейших условиях многодневной гонки технические новинки. Другая цель - заработать престиж фирме-производителю. Именно фирме, а не ее продукции, ибо все знают, что спортивные машины отличаются от серийных. Но со временем престиж начинает "работать" на производителя в целом. Сегодня в мире о КамАЗе больше знают по удачным выступлениям его команды на ралли, чем по рядовым грузовикам. А завтра?
Да, наши машины хорошо подготовлены, гонщики набрались опыта. Но и соперники не дремлют. Борьба идет острейшая. На одном из этапов протяженностью 800 километров Лопрайс отстал от Чагина всего на 30 секунд! А судьбу третьего места вообще решили 5 секунд. На последнем этапе - самом коротком - Кабиров выиграл у Томичека 14 секунд и "привез" нашей команде еще одного бронзового бербера, правда, размером поменьше, чем у Чагина.
КамАЗ работает лишь на 15 процентов своей мощности, задержка с выплатой зарплаты достигает временами года, и руководство завода не в состоянии удовлетворить все финансовые потребности своей команды. Помогает правительство Республики Татарстан, и все же денег не хватает. Кстати, денежный приз за первое место на Дакаре составляет всего 13 тысяч франков - 2,5 тысячи долларов. "Хватит лишь на то, чтобы всей командой отпраздновать победу", - прокомментировал Якубов. За второе и третье места денежного приза нет вообще. Участие же каждой машины в гонке обходится во много тысяч долларов.