В БЕЛОМ ДОМЕ НАМЕЧАЕТСЯ ОДИН ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР?

Одним из самых интригующих вопросов, который обсуждают в кулуарах Кремля и Белого дома, - административная реформа, и прежде всего - реорганизация кабинета министров. Конечно, необходимость сокращать аппарат назрела давно, но у самих чиновников это энтузиазма не вызывает. Куда им деваться после реорганизации, если "метла" пройдется по всем министерствам, ведомствам и департаментам правительства? Остро эти вопросы встали и для вице-премьеров, которые отвечают за функциональные направления - экономику, финансы, социальную политику, оборонную отрасль... Их тоже, как утверждают некоторые политологи, ждут сокращения. Сейчас вице-премьеров пять. Предполагается, что у главы правительства останется только один заместитель.

Почти все нынешние вице-премьеры сохраняют шансы занять это почетное место. Но, конечно же, "пряников сладких всегда не хватает на всех" и за "приз" придется побороться. Тем более, что каждый претендент держит в голове еще и "суперприз" - место премьер-министра. Ведь первый заместитель - первый претендент на кресло своего начальника. Хотя пока позиции Михаила Касьянова достаточно прочны. И дело уже, понятно, не просто в том, что он зарекомендовал себя как сильный переговорщик с западными кредиторами России, и сейчас у него на этом участке немало работы. На таком посту быстро набирается опыт в широчайшем диапазоне...
Кто же может уже в ближайшем будущем занять "стратегически важный" пост? Серьезные шансы, как утверждают эксперты, есть у четырех человек. Самый неожиданный, на первый взгляд, претендент - руководитель аппарата правительства Игорь Шувалов. Кроме него в эту когорту входят вице-премьеры Виктор Христенко, Алексей Кудрин и Илья Клебанов.
Во второй половине 90-х годов Игорь Шувалов возглавлял Российский фонд федерального имущества (РФФИ) и за время своей деятельности поднял его имидж в глазах общественности. При этом назначение достаточно близкого соратника премьер-министра, как поговаривают в коридорах Белого дома, дополнительно "зафиксировало" бы прочность позиций Касьянова. Однако против этого кандидата говорит его относительная "политическая неизвестность". Все-таки как публичный политик - а вице-премьер обречен быть фигурой такого калибра - Шувалов еще не слишком утвердился в общественном сознании.
Часто в качестве претендента на ключевой пост называют Алексея Кудрина. Он, напомним, был коллегой президента еще в бытность того вице-мэром Санкт-Петербурга. На сегодняшний день Алексей Кудрин, являющийся по совместительству и министром финансов, тянет огромный воз работы, связанной с формированием и исполнением федерального бюджета, решением острейших социальных проблем регионов. Наконец, в пользу Кудрина говорит его репутация либерального экономиста и жесткого администратора одновременно.
Еще один кандидат - Виктор Христенко. Он со времени кабинета "младореформаторов" (1998 г.) не покидает обойму претендентов на высшие посты в государстве. В отличие от коллег-реформаторов, Христенко успел многое сделать для возрождения реального сектора экономики, в частности, у него прекрасные отношения с представителями нефтяной, металлургической отраслей. Говорят, к примеру, что он многое сделал, чтобы помочь отладить производство и менеджмент на Магнитогорском металлургическом комбинате, помог крупнейшему предприятию пережить трудные времена.
Еще одним кандидатом в вице-премьеры считается Илья Клебанов. Он курирует военно-промышленный комплекс страны. Судя по всему, не случайно на днях в прессу просочилась информация, что в новом правительстве Клебанов может получить в свое ведение министерство, которое будет образовано из слияния двух министерств: промышленности и науки, а также экономического развития и торговли.
В свое время, еще в бытность Клебанова генеральным директором ЛОМО (1997 г.), Борис Ельцин в одном из радиообращений назвал его одним из лучших менеджеров России, что позволило Клебанову сделать решающий шаг в карьере - от должности обычного директора (пусть даже крупного и прославленного предприятия) к высотам федеральной политики. Некоторое время он занимал и пост вице-губернатора Санкт-Петербурга, было это не при Анатолии Собчаке, а при следующем руководителе "северной столицы" - Владимире Яковлеве.
Вице-премьер и сегодня сохранил, естественно, связи со своим родным городом и со многими важнейшими предприятиями и банками, такими, как, например, Промстройбанк Санкт-Петербурга. Клебанов знает его со времен своей работы в городской администрации - тогда это был один из самых серьезных уполномоченных банков городской мэрии. Он дружен, как принято считать, и с представителями такой известной финансово-промышленной группы, как "Интеррос". В 1998 году, в свою бытность вице-губернатором "второй столицы", Клебанов помог, как считают, "Интерросу" взять под контроль несколько крупных предприятий, в частности, знаменитые "Электросилу" и "Красный выборжец".
Нарастает накал борьбы за важнейший пост в правительстве. С этим, вероятно, можно связать и появившуюся "утечку" в СМИ о том, что Клебанов "способствовал подготовке проекта указа президента о переводе под контроль "Интерроса" АО "Пермские моторы" ("ПМ"), предприятия, которое является единственным на территории СНГ производителем двигателей военного и гражданского назначения. И тут же в ряде СМИ появилась информация, что представители ФСБ России склонны считать "вредным и опасным" проект приватизации моторостроительных заводов России, подготовленный в аппарате вице-премьера премьера"... Дело в том, что одним из акционеров "Пермских моторов" является западная компания "Pratt and Whitney", по большому счету - конкурент "ПМ". Согласно условиям подготовленной сделки она, как предполагается, может получить в свое распоряжение уникальные мощности и "ноу-хау" российского моторостроительного комплекса...
Есть у Клебанова противники и в Министерстве обороны. Они ждут и, по слухам, опасаются назначения первого гражданского министра обороны. А тут вдруг появилась информация о том, что им может стать Клебанов. Замечу, что Генеральный штаб и структуры Минобороны, занимающиеся закупкой новых вооружений, и раньше неоднократно высказывали недовольство политикой Клебанова.
И, наконец, Клебанов имеет, само собой, недоброжелателей и в оборонной отрасли. В частности, известны сетования на то, что при нынешнем кураторе ВПК возрос экспорт ноу-хау и образцов вооружений, в то время как серийные закупки российского оружия традиционными потребителями (в частности, тем же Китаем, арабскими странами) стремительно сокращаются. Россию же в ее нише на мировом рынке начинают теснить и партнеры по СНГ, в первую очередь - сохранившая большой оборонный комплекс Украина...
Как бы то ни было, выбор из нескольких претендентов на второй пост в правительстве будет сделан, предсказывают некоторые аналитики, уже в марте. Конечно же, не исключено, что тогда же появятся и "подснежники" - новые и, вероятно, неожиданные претенденты на главные роли в кабинете министров.