НА МЕЛЬ СЕЛИ

Скандальная история приключилась с архангельскими рыбаками в африканской стране Сьерра-Леоне. Третий месяц экипаж траулера "Сардинелла" живет в порту Фритауна - столицы страны - на подаяния добрых людей. И сколько это будет продолжаться - неизвестно.

В августе прошлого года 12 архангельских промысловиков подрядились на работу в ООО "Астраханская база океанического лова". Руководство фирмы предложило им отправиться на лов тигровой креветки на траулере "Сардинелла". Судно, сказали рыбакам, находится в порту Фритауна и уже готово к промыслу. Довольные, что нашли выгодную работу - лов креветки всегда считался делом высокодоходным, - архангелогородцы садятся в самолет и летят к берегам Западной Африки.
И тут их поджидал первый неприятный сюрприз: траулер оказался в крайне запущенном состоянии. Но к таким ситуациям нашим морякам не привыкать. Подремонтировали оборудование и отправились за добычей. И тут второй сюрприз: тигровой креветки в рекомендованном районе не оказалось. Она приходит сюда в другое время года. Тогда стали ловить, что попадется. Но доход от продажи улова, естественно, был уже не тот.
Спустя некоторое время с судна уехали представители компании якобы для "решения возникшей проблемы". Да так и не вернулись. Вскоре местный фабрикант перестал отпускать топливо и лед для охлаждения рыбы. У экипажа не на что стало закупать провизию. Ослабленных от недоедания моряков одного за другим "косила" малярия. Нужных лекарств на борту не оказалось. Выручили сотрудники украинского батальона миротворческих сил ООН и местное отделение Красного Креста - подкормили, подлечили.
Однако на подаяния долго не протянешь. Несколько членов экипажа, у которых нашлись деньги на билет, вернулись в Архангельск.
- Компания нас постоянно обманывала, - с горечью рассказывает старший мастер добычи Сергей Корнилов. - Сначала ее представители предложили за свой счет добраться из Архангельска до Москвы: дескать, там заключат с нами контракт, дадут денег на проезд. Но ничего этого сделано не было.
Председатель Северной региональной организации российского профсоюза моряков Александр Красноштан, посмотрев контракт одного из моряков, схватился за голову. В документе - множество нарушений законодательства: заработная плата поставлена в зависимость от выручки за выловленную рыбу, не включены оплата суточных, сверхурочных, проезд моряков до места работы и дополнительная оплата в выходные дни и т. д.
Можно, конечно, упрекнуть моряков, что они, польстившись на щедрые посулы "фирмачей", действовали юридически неграмотно. Но в ситуации, когда Архангельский траловый флот разорен неумелым руководством и специалисты остались не у дел, поневоле рванешь хоть на край света - надо же семью кормить.
Сейчас на судне остались пять архангелогородцев во главе с капитаном. По словам мастера добычи Анатолия Боева, когда они уезжали, на траулере не было воды, запас топлива оставался мизерный. А денег на все про все - 250 долларов. Тревожась за судьбу товарищей, вернувшиеся на родину рыбаки постоянно звонят в московский офис фирмы. Но к телефону никто не подходит.