06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОЛНЫ-УБИЙЦЫ БРОДЯТ ПО МОРЯМ

Сначала катастрофа в Индонезии, следом многочисленные наводнения в Европе, в том числе в Калининграде и Санкт-Петербурге, мощный разрушительный сель в Калифорнии... Ураганы, цунами, выходящие из берегов моря и реки, сдвиги земной коры... Что происходит?

- Практически все стихийные бедствия, в том числе наводнения, сходы лавин и цунами, в наше время поддаются научному прогнозированию, - считает директор Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН, член-корреспондент РАН, председатель комиссии РАН по цунами профессор Борис ЛЕВИН. - Все они имеют определенную геофизическую природу и соответствующее "расписание". О том, что в Индийском океане зреет природный катаклизм, наблюдатели из Центра предупреждения цунами на Аляске (США) объявили заранее, однако на их предупреждения не обратили внимания. В государствах Юго-Восточной Азии, наиболее подверженных воздействию водной стихии, как это ни парадоксально, вообще нет системы приема таких сообщений.
Наводнения в Европе, странах Балтии и Скандинавии для геофизиков и метеорологов тоже не были неожиданностью: штормовое предупреждение они объявляли за два-три дня до начала. Но чиновники их проигнорировали. Поэтому последствия стихийных бедствий оказались серьезнее, чем могли бы быть, - при соответствующих подготовительных мероприятиях.
Однако среди опасных природных явлений немало таких, которые только предстоит изучать. В частности, в морях и океанах "живут" убийцы, природа которых ученым не вполне понятна. По словам нашего собеседника, два года назад в докладах РАН была опубликована статья "Аномально высокие волны в Черном море", ставшая результатом многолетних наблюдений за плавучим буем. На общем фоне волн средней высотой около 2, 5 метра был зарегистрирован десятиметровый водяной вал, возникший в течение четырех секунд и так же молниеносно исчезнувший. Позже в других морях и океанах были зафиксированы волны высотой до 25 метров и больше. В отличие от цунами они возникают стихийно и не поддаются прогнозированию. Если судно оказывается в зоне действия такого "шатуна", шансов у него нет.
До последнего времени фактического подтверждения гигантским волнам не было. Лишь недавно спутники европейского аэрокосмического агентства ESA, которые должны были развеять миф о волнах-убийцах, или "шатунах", гуляющих по океанам и якобы топящих даже крупные танкеры и сухогрузы, документально подтвердили существование подобного явления. "Его природа по сей день остается загадкой для ученых", - заявил журналистам специалист ESA Арнольд Дифайнер, с которым мы связались по электронной почте.
- С развитием мореплавания все чаще стали появляться сообщения очевидцев об огромных - высотой 20-30 метров - волнах, разгуливающих на просторах мировых океанов даже в ясную погоду, - рассказал ученый. - Эти волны якобы стали причиной затопления многих крупных судов. Исследователи же предполагали, что большая часть этих происшествий - результат деятельности обычных цунами или подводных землетрясений, а то и вовсе выдумка впечатлительных морских туристов.
Однако статистика утверждает, что за последние два десятилетия в морях и океанах под воду ушло более 200 крупных и около тысячи небольших судов и почти в половине случаев причина затопления неизвестна. Каждый год в океанах тонет более ста кораблей. Значит, существует какое-то явление, природа которого неясна.
С этой целью в августе прошлого года спутники ERS-1 и ERS-2 в течение трех недель делали снимки Атлантики и зафиксировали более десятка гигантских волн высотой до 30 метров. Поначалу это казалось невероятным. При полном штиле вода внезапно "закипала", и в течение долей секунды над ней поднималась глыба, способная поглотить пятиэтажный дом. Затем махина так же неожиданно исчезала.
За этот период в Южной Атлантике произошло два инцидента с "шатунами": 30-метровая волна зацепила находившиеся неподалеку друг от друга круизные лайнеры "Бремен" и "Калейдониан Стар", выбив все стекла на капитанских мостиках. В результате удара волны у одного из судов отказала система навигации, и оно было вынуждено дрейфовать в океане.
- Этот феномен мог стать причиной гибели многих судов, - считает Дифайнер. - В среднем каждую неделю в мире тонут два крупных корабля, однако причины их гибели никогда не изучались так пристально, как, например, причины авиакатастроф.
По словам ученого, атакам волн-убийц подвергаются не только суда, но и нефтяные платформы. Так, 1 января 1995 года нефтяную платформу в Северном море накрыло волной высотой 26 метров. "Если факт регулярного образования волн-"шатунов" будет доказан, это станет настоящей революцией в области мореплавания, - полагает ученый. - Судостроителям и инженерам придется полностью менять всю систему конструирования. Ведь современные суда и нефтяные платформы способны выдерживать волны высотой максимум 15 метров".
- Мы можем предположить, что волны-убийцы появляются случайно при сложении амплитуд волн, - говорит профессор Борис Левин. - Особо свирепы такие "хищники" у восточного побережья Африки в Индийском океане. Там же, кстати, наиболее часто случаются цунами. Именно эта зона земного шара чаще всего подвергается стихийным бедствиям.
- Можно ли избежать трагедий? - рассуждает наш собеседник. - Ответ однозначный: да, если изучать явление, стараться постичь его природу, учитывать мнение ученых. Однако пока об этом приходится лишь мечтать: даже в случае угрозы наводнения или цунами к мнению специалистов прислушиваются далеко не всегда.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников