11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАК ЗАЖИГАЛИСЬ "ГОЛУБЫЕ ОГОНЬКИ"

Руденко Жанна
Статья «КАК ЗАЖИГАЛИСЬ "ГОЛУБЫЕ ОГОНЬКИ"»
из номера 018 за 03 Февраля 2005г.
Опубликовано 01:01 03 Февраля 2005г.
"Голубые огоньки" и сейчас появляются на телеэкране в новогоднюю ночь. А раньше, в советские времена, без них, без этой своеобразной "отдушины" невозможно было представить ни один большой праздник. Официоз уступал в них место музыке, выступлениям любимых артистов, невероятным историям и, в результате, особенному светлому настроению. Фрагменты из "Голубых огоньков" тех лет наше ТВ время от времени повторяет. Они отлично смотрятся и сегодня, несмотря на черно-белое изображение. Нонна Нестеровская, четверть века проработавшая редактором "Голубых огоньков", имеет непосредственное отношение ко всей этой звездной телеистории. Сегодня она живет во Львове, городе своей юности. Там мы с ней и встретились.

ХАЛТУРА У НАС НЕ ПРОХОДИЛА
- Нонна Даниловна, как появились знаменитые "Огоньки"?
- Еще до моего переезда в Москву на Шаболовке регулярно снимали передачу, которая называлась "На огонек". Артисты, свободные от спектаклей и концертов, приходили по вечерам просто пообщаться, устраивали веселые капустники - из этого и получалась передача. Такая милая столичная компания. А в то время, когда я пришла на ЦТ, цель была поставлена уже другая - выйти при отборе гостей на просторы страны. Задача передо мной как редактором ставилась четко: приглашать в эфир людей, которые отличились на каком-либо поприще - в искусстве, литературе, науке, экономике, спорте и так далее. Причем интернационально "светиться" должны были все республики Советского Союза.
Потом всех этих интересных гостей надо было как-то "завязать" с музыкальными и развлекательными номерами, чтобы их соседство смотрелось естественно. Мы искали и находили такие связки. Например, подбирали артистов, имевших когда-то схожие с нашими героями профессии или игравших подобные роли в театре, кино. Придумывали и другие ходы.
Помню, однажды мы пригласили в "Огонек" династию хлеборобов Насоновых. А представлять их в передаче должны были Юра Тимошенко и Фима Березин - наши незабвенные Тарапунька и Штепсель. Вместе с колхозной семьей они разыграли забавную интермедию. Казалось, говорят между собой не артисты и хлеборобы, а давние друзья, работающие в одной сфере...
- Что еще входило в ваши редакторские обязанности?
- За год мы снимали четыре "Огонька" - новогодний, к 8 Марта, на День Победы и ноябрьский. И под каждый из них надо было собрать знаменитых людей и подготовить музыкальные номера. Я следила за событиями в стране, искала героев. Когда программа начинала как-то вырисовываться, составлялся сценарий.
- Как вы думаете, почему зрители так любили "Огоньки"?
- Во-первых, противовес бесконечному официозу, во-вторых, потому что халтура у нас все же не проходила. Это нынче можно прийти в студию, заплатить деньги и потом выйти в эфир со своей третьесортной записью. А в "Огоньках" звучали новые песни, которые специально сочиняли ведущие композиторы и лучшие поэты, в том числе и под конкретных исполнителей.
ПОКА НЕ УСНУЛ ГЕНСЕК
- Какая атмосфера была на съемках "Огоньков"?
- Не забывайте, что все передачи писались загодя, съемки длились долго, поскольку участников созывали со всех концов страны и из-за границы. Безумно тяжелым был монтаж. Потом "Огоньки" проходили жестокую цензуру. Без визы от отдела ЦК партии, министра, профильных ответработников дорога в эфир была заказана. Каждый раз во время прохождения всех этих этапов была напряженка. Гадали, кого выбросят, что оставят, урежут или зарежут вовсе? Мужик с длинными волосами и барышня в брюках - табу, голая спина - позор, трико в обтяжку - моральное разложение...
А при Брежневе появилась еще одна закавыка: в каждом "Огоньке", даже новогоднем, обязательным было то или иное присутствие 18-й армии, в составе которой воевал Леонид Ильич. Героев этой армии я уже знала наизусть, со мной дружил весь ее штаб. Однажды во время подготовки очередной новогодней передачи от руководства нашего госкомитета вдруг поступило указание: включить в программу никому не известного исполнителя с песней Александры Пахмутовой "Малая земля". Саму Александру Николаевну, ее творчество я всегда очень любила, но ее песни у нас звучали в исполнении настоящих мастеров эстрады. Но оказалось, что наш генсек только что побывал на Дальнем Востоке, там услышал "Малую землю" в исполнении солиста флотского ансамбля и во время последовавшего после концерта застолья пообещал, что местная звезда обязательно выступит в новогоднем "Огоньке".
Делать было нечего, вызвали телеграммой этого солиста. Приезжает невысокого роста скромный человек в летах, голосовые связки которого, конечно, никак не дотягивают до уровня Юрия Гуляева или Муслима Магомаева. Но я придумала ход. Штаб 18-й армии в тот раз отрядил в мое распоряжение боевого генерала - однополчанина Брежнева. Я усадила его вместе с дальневосточным солистом за маленький уютный столик. И у них получился перед камерой такой задушевный разговор о героизме наших фронтовиков. А потом генерал по моей просьбе сказал: "Сынок, напой мне песню "Малая земля". Ведь мы на этом плацдарме вместе с Брежневым кровь проливали". Солист ему тихо спел и уехал домой.
Казалось, можно было вздохнуть с облегчением. Но когда отснятый материал посмотрел заместитель министра, то пришел в ужас: "Как можно петь "Малую землю" сидя? Снимите исполнителя стоя!". Пришлось возвращать певца телеграммой в Москву и заново переснимать всю сцену.
Подавать в эфир все, что касалось Брежнева, надо было в первой части передачи, поскольку генсек рано ложился спать. Но однажды он увлекся и досмотрел "Огонек" до конца. А утром позвонил нашему шефу, с которым дружил, и с капризными интонациями заметил: "Вы мне всю ночь спать не давали!" За такой упрек мы потом премии получили.
ЗАКУЛИСНЫЕ ТАЙНЫ
- Вы как-то пытались сопротивляться цензурному лому?
- Конечно. Но и "маневрировали". Надо было уметь грамотно подобрать людей. Ведь у каждого начальника были свои любимые артисты, певцы, композиторы, ведущие программ, которых он готов был смотреть до бесконечности. Например, никто не решался бы убрать из эфира известного академика, героя труда или космонавта, беседующих с Аркадием Райкиным.
Потери, конечно, случались. Перед тем же Аркадием Исааковичем я буквально на коленях стояла, извиняясь за то, что начальственная рука вырезала целые куски из его реприз. До сих пор болит сердце при воспоминании о прекрасном танцовщике Марисе Лиепе. В один из новогодних "Огоньков" вместе с композитором Давидом Тухмановым он подготовил изумительный номер под названием "Танго". Причем сам не только танцевал, но и отлично пел. Однако цензура почему-то упорно убирала этот эпизод из передачи, несмотря на все мои ухищрения. Я никак не могла понять, почему. Но потом ко мне подошли и сказали: "Не старайся, Лиепа увернулся от притязаний Галины Брежневой. Та обиделась"...
- Препятствия на пути к зрителю знаменитой песни Тухманова "День Победы" при вас ставили?
- Было. Я включила ее в майский "Огонек", хотя знала, что песня не прошла сквозь сито худсовета ни на радио, ни в министерских кабинетах. Жена Давида, с которой мы дружили, уговаривала меня не рисковать. Но я твердо решила сберечь шедевр. И когда на просмотре осведомились, кто автор песни, я, не моргнув глазом, сказала: "Туликов". А потом, уже во время эфира, попросила Игоря Кириллова назвать настоящего автора.
- Постепенно из "Огоньков" стала уходить скованность, которая все же была...
- Мы над этим работали. В начале передачи вели наши дикторы - Леонтьева, Кириллов, Шилова, Танечка Веденеева. Потом начали приглашать популярных артистов - Аллу Пугачеву, польского Штирлица - Станислава Микульского, Михаила Ножкина, Николая Сличенко, Олега Видова, Михаила Пуговкина и других. Они внесли в съемки импровизацию, действие потекло интереснее и живее. Но когда появилась талантливая молодежь со своим буйным стилем исполнения, вначале все даже растерялись. Вы можете представить неподвижного Валерия Леонтьева? Он ведь с юности в рамки положенного не входил. Однажды, чтобы Валеру не вырезали из "Огонька", мы заставили его исполнять песню, стоя на маленьком столе. На таком пятачке не очень-то размашешься ногами.
- А вам не попадало от начальства за то, что во всех "Огоньках" было очень много представителей Украины?
- Случалось. Я ведь до Москвы работала главным редактором музыкальных передач Украинского телевидения и хорошо знала артистов. Но аргументы у меня были весомыми: уж больно ярки украинские таланты! "Огоньки" у меня часто вела Ада Роговцева, не раз выступали Юрий Гуляев, Евгения Мирошниченко, Бэлла Руденко, Анатолий Соловьяненко, Дмитрий Гнатюк, Константин Огневой.
- Свои "Огоньки" вы смотрели по телевизору, сидя у праздничного стола?
- Перед выходом "Огоньков" мы по десять суток из аппаратной не вылезали. На Новый год я едва успевала добраться домой, принять ванну и, чем-нибудь перекусив, камнем бухнуться в постель. Смотреть "Огонек" уже не могла.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников