АКАДЕМИК АЛЕКСЕЙ ЯБЛОКОВ: АВАРИЯ В ХАРБИНЕ ЛИШЬ СЛУЧАЙНО ПОЛУЧИЛА ОГЛАСКУ

Вокруг экологических проблем в последние годы в России шума немало. Но именно шума. А что на деле? Страна тратит на экологию в среднем в 10 раз меньше, чем развитые европейские государства. В результате природе и здоровью людей наносится огромный ущерб. По расчетам профессора экономического факультета МГУ Сергея Бобылева, он составляет 6-8 процентов ВВП ежегодно. Это в значительной мере девальвирует экономические успехи России последних лет. Но вместо того, чтобы исправлять ситуацию, государство, похоже, собирается и вовсе отказаться от контроля над окружающей средой. Так считает наш собеседник - председатель партии "Зеленая Россия", член-корреспондент РАН Алексей Яблоков.

- Алексей Владимирович, после аварии на химзаводе в китайском Харбине вы заявили, что скоро мы даже не будем знать, какие химические вещества загрязняют наши водоемы, почву, воздух. Почему?
- После развала Советского Союза резко сократилось финансирование мониторинга и охраны окружающей среды. В результате, например, число пунктов на реках, где наблюдают за качеством воды, сократилось в полтора раза (с 9 до 6 тысяч) и продолжает уменьшаться. Если, скажем, в Тюменской области прежде было 7 государственных природоохранных инспекторов, то теперь оставили 2. Для сравнения: во Франции на такой же территории за чистоту окружающей среды отвечают больше 1000 специалистов. Еще пару лет назад в российских лесах было 40 тысяч лесников, имеющих право штрафовать нарушителей, теперь - всего 400.
Не изжита такая постсоветская проблема, как "теневая промышленность". А она наносит урон не только экономике страны, но и экологии. Проследить за ядовитыми выбросами "левых" предприятий очень сложно.
- Значит, если где-то в России произойдет экологическая катастрофа, мы можем об этом и не узнать?
- Так уже не раз случалось. Недавняя авария на китайском химическом заводе получила огласку случайно. В Харбине живет эксперт Всемирного фонда дикой природы Евгений Симонов. От него первого мир узнал, что произошел мощный выброс ядовитых веществ в реку Сунгари - приток Амура. А всего год назад в тот же Амур было смыто несколько тысяч тонн китайских удобрений. Ученые считают, что реке был нанесен колоссальный вред. Однако наши природоохранные службы никак не среагировали. Время было упущено - доказать вину китайской стороны не удалось. Да и в "харбинской" катастрофе до сих пор немало белых пятен. Китайцы сообщили только о бензоле и нитробензоле. Между тем в Сунгари попали и другие ядовитые вещества. Что это за вещества, как они будут влиять на экосистему реки и здоровье людей - неизвестно.
Еще пример. Помните, прошлым летом было много шуму вокруг железнодорожной аварии в Тверской области? Тогда на землю вылилось около 800 тонн мазута. Но в том же месяце произошло пять крупных разливов нефти, о которых почти ничего не говорили в СМИ. Пострадали такие важные водоемы, как Ладога и Амур. Всего же, по данным Гринпис России, ежегодно из разорванных труб в стране проливается около 10 миллионов тонн нефти.
Масштабы загрязнения окружающей среды у нас недопонимают не только чиновники, но и общество. По данным главного санитарного врача страны Геннадия Онищенко, только из-за загрязнения воздуха преждевременно погибают 30 тысяч человек в год. А всего, как показали исследования ученых, плохая экология уносит жизни 300 тысяч россиян ежегодно. Конечно, и в мире дела обстоят не лучше. Например, Китай по тем же причинам теряет около 4 миллионов своих граждан в год. Однако именно для России на фоне катастрофической убыли населения эта проблема особенно болезненна.
- Мрачноватая получается картина. А есть ли "положительные тенденции"?
- В последнее время экологические проблемы помогает решать космос. С помощью спутников легче отслеживать масштабные экологические преступления, например, незаконные рубки. А правительство Москвы заказало "космическую" карту, на которой можно разглядеть даже небольшие нелегальные свалки. Это очень облегчает задачу природоохранным службам.
- Что же надо делать, чтобы экологическая ситуация в стране начала улучшаться?
- Для начала создать ведомство, которое отвечало бы за охрану окружающей среды. Нельзя, чтобы министерство, добывающее природные ресурсы, само проверяло, как при этом соблюдаются законы. После того как в 2000 году был ликвидирован Государственный комитет экологии России, его функции передали нескольким структурам. Ни к чему хорошему это не привело. Например, сейчас проводить государственную экологическую экспертизу имеют право Росприроднадзор и Ростехнадзор. Это значит, что у тех, кто строит сомнительный с экологической точки зрения объект, всегда есть свобода маневра. Не взяли взятку в одном агентстве - можно попробовать в другом. И вот результат: прежде проводилось 50 тысяч экспертиз в год, теперь почти вдвое меньше. И если раньше было немало отрицательных заключений, то теперь практически все положительные. Поэтому уже никого не удивляет, что, к примеру, на днях чиновники дали "зеленый свет" строительству второй очереди Балаковской АЭС. Это при том, что два месяца назад с участием ученых было проведено исследование, которое показало: в этом районе возможны землетрясения до 8 баллов, что значительно повышает опасность станции для людей. Не говоря о том, что в случае аварийных радиоактивных выбросов может пострадать Волга.
Давно пора понять то, что в мире поняли давным-давно: экологическая проблема - из самых "горячих", ее нельзя откладывать на "потом".