Исаакиевский раздор

Спасенный в годы войн и революций невероятными усилиями музейщиков, Исаакий стал не только общенародным, но и мировым достоянием. Фото: globallookpress.com

Скандал с передачей Исаакиевского собора местной епархии набирает обороты


Не удалась попытка стравить верующих с защитниками музея. Как и представить имущественный спор конфликтом верующих с атеистами (среди тех, кто на Марсовом поле выступал за сохранение музея, было немало православных). Так о чем же шум?

Еще недавно пресс-секретарь питерского губернатора разъяснял: «В случае передачи собора в пользование Санкт-Петербургской епархии все расходы по его содержанию, реставрации и охране лягут на собственника — город Санкт-Петербург, что повлечет за собой сокращение финансирования социально значимых статей бюджета города. В сегодняшней экономической ситуации эти дополнительные траты в бюджете города не предусмотрены». Экономическая ситуация с тех пор лучше не стала. Что же изменилось?

Теперь все знают, что богослужения в соборе идут с 1990 года. Что справедливо возвращать то, что было отнято, а Исаакий имел статус общегосударственного памятника и никогда церкви не принадлежал. В ответ на притязания духовного ведомства Александр II наложил резолюцию: «Собор является крупным памятником государственного достояния, на который истрачено казною свыше 23 млн народных денег и 40 лет труда, а потому и забота о поддержании и сохранении его в должном порядке естественно должна быть в руках правительства».

Не только содержание было государственным, но и управление собором осуществляла специальная комиссия, без согласования с которой причт церковный не мог даже поставить дополнительный киот. Но что понимали просвещенные монархи, сегодня не очевидно власти. Когда при большевиках собор попал в руки «обновленцев», то очень скоро оказался в аварийном состоянии. Протечки и плесень разрушали здание изнутри, и уже в 1928-м остро встал вопрос о музеефикации.

Спасенный в годы войн и революций невероятными усилиями музейщиков, Исаакий стал не только общенародным, но и мировым достоянием. Только в нынешние новогодние каникулы собор посетили 146 тысяч гостей из разных уголков мира. Он стал вторым по посещаемости туробъектом России, опередив музеи Московского Кремля, петербургские пригороды, Третьяковскую галерею. В 2015 году музейный комплекс из четырех соборов (кроме Исаакиевского — Спас-на-Крови, Сампсониевский и Смольный) посетили 3,847 млн человек. В 2016-м только Исаакий посетили 2,38 млн, из них на богослужениях были 18,4 тысячи, или 0,78%. А еще он стал одним из самых преуспевающих музеев. Исаакий не только не получает бюджетных денег, наоборот, вносит в казну около 100 млн рублей ежегодно в виде налогов.

Это самый дружелюбный музей Петербурга. «Осенью я работала с приезжей группой слепых и слабовидящих людей. В основном это были взрослые, — рассказывает экскурсовод Елена Голикова. — Специально подготовленные экскурсоводы в среду — в выходной день — в пустом соборе рассказывали об интерьерах и показывали туристам небольшую модель храма, которую гости изучали руками. Им давали в руки кусочки смальты, пластинки лазурита и малахита. Боже мой, как люди были счастливы!»

В музее «Исаакиевский собор» для колясочников есть пандус и лифт, поднимающий на колоннаду. Люди с ограниченными возможностями теперь могут посмотреть на город с высоты птичьего полета! Спросите, что это для них значит. И какой еще храм в России соорудил лифт для инвалидов? Увы, после передачи собора эта прекрасно отлаженная работа неизбежно сойдет на нет. Потому что так работать могут только профессионалы.

Представители РПЦ пообещали, что вход в собор будет бесплатным. А на что реставрировать живопись и скульптуру? У города деньги будут требовать? «Особенно больно, когда церковь, призванная нести мир и добро, своими действиями провоцирует противостояние и раскол в обществе, среди православных же людей. Исаакиевский собор — наша гордость, бренд Санкт-Петербурга. Он столько пережил на своем веку! Переживет и это смутное время: Буду молиться, чтобы музей «Исаакиевский собор» продолжал восхищать миллионы жителей и гостей города», — говорит экскурсовод. Да, среди экскурсоводов много верующих.

Нынешнее «церковное возрождение» собора больше похоже на реконструкцию революционных событий столетней давности. Петербург не молчит. Правда, людей не хотят слышать. Собравшиеся на встречу с депутатами на Марсовом поле, перекрикивая звукоусилительную аппаратуру двух десятков оппонентов (которым разрешили все), говорили о защите конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, о сохранении статуса шедевра Монферрана. Говорили друг другу — без мегафонов не докричаться до тысяч людей...

Более 200 тысяч подписались под петицией за сохранение государственного музея-памятника. Почетный гражданин города Даниил Гранин выступил против передачи Исаакиевского собора. Михаил Пиотровский направил патриарху письмо, где призвал рассмотреть вопрос о временном отзыве ходатайства о передаче собора. Такая мера, по мнению президента Союза музеев России, «позволит остановить общественное противостояние и найти наиболее мудрое и справедливое решение».

Но нет таких крепостей, которых не взяли бы бывшие комсорги. В ответ на письмо Пиотровского последовала хамская выходка «специалиста по связям с общественностью» Петербургской епархии. В развязной манере (а поучи-ка свою жену щи варить) некто Александр Пелин посоветовал директору Эрмитажа «научиться слышать самому общественность, а потом уже выступать от имени общественности с какими-то просьбами».

Пиотровский еще, можно сказать, легко отделался: полтора года назад скандальный «специалист по связям» публично оболгал директора собора Николая Бурова, приписав тому участие в провокации с обрушением барельефа на Лахтинской. Вместо того чтобы снизить накал страстей, созданный на ровном месте, представители церкви дают новые поводы для скандалов. Письмо Пиотровского прокомментировала главный юрист Московского патриархата игуменья Ксения Чернега, заявив, что оно юридически невыполнимо — «временный отзыв заявки не предусмотрен законодательством». Почему-то патриархийные юристы совершенно пренебрегают тем же самым законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», на который ссылаются. А ведь там четко сказано, что его действие «не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ...».

И вот уже депутат Госдумы Виталий Милонов подает заявку в Смольный на организацию шествия от Казанского собора до Исаакиевского, чтобы «показать свою мирскую радость от передачи храма». А вслед вещает протоиерей Димитрий Смирнов: «Если мы, как они называют нас, мракобесы-церковники, захотим, то придет 100 тысяч народу, а если захотим — миллион». По странному совпадению, бюджетников Петербурга просят ничего не планировать на ближайшие выходные...

Похоже, юбилей революции питерские власти хотят встретить так, как она начиналась — с уличных демонстраций, во главе которых шествовал небезызвестный Гапон.

P.S. «Происходит дикая провинциализация города Санкт-Петербурга, — сказал на пресс-конференции во вторник директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Все эти истории абсолютно оттуда же: и с Европейским университетом, и с Исаакиевским собором, и со многими другими вещами».

Гость 08 Марта 2017, 05:46
Вообще то провинциал Пиотровский с кулацкими замашками в Эрмитаже , порядка нет и грабеж !
Гость 09 Февраля 2017, 15:29
"Будте честными и признайте. Собор строился для нужд верующих, был освещён и велись службы. Храм большевиками был отнят у верующих".
Все не так. Слово "будьте" пишется с мягким знаком. Собор снова освящен и в нем службы ведутся 27 лет. А большевики отдали храм верующим. Правда, верующие его загадили так, что музейщикам пришлось его спасать. Так что будьте честными, будьте.
Гость 07 Февраля 2017, 09:13
Почему в комментариях представлена только одна позиция. Что изображать и раздувать проблему которой нет. Будте честными и признайте. Собор строился для нужд верующих, был освещён и велись службы. Храм большевиками был отнят у верующих. Служащие храма репрессированы. Вы уж определитесь сначала: есть ли справедливость в отъеме храма? Если вы признаете отъем, то кто вы? большевики, либералы, пособники беззакония? И примите факт: ваши эмоции не заменят того факта что для подавляющего большинства, которые доже не считают нужным с вами спорить, факт передачи не вызывает отторжения.
Гость 05 Февраля 2017, 13:12
Я в Казанский теперь и не захожу - мрачно, темно - отвратительно.
Mr Igor Odintsov 05 Февраля 2017, 12:05
"Выйди из нее, мой народ, чтобы вам не быть соучастниками в ее грехах и не подвергнуться ее язвам". (Откровение 18:4).
Игорь Одинцов
Лондон




Большинство жителей Екатеринбурга поддержали перенос места возведения храма, выяснил ВЦИОМ.