Шум припоя

Что стоит за очередными неприятностями космического масштаба

Роскосмос принял решение отозвать все ранее изготовленные, в том числе уже установленные на ракетах, двигатели второй и третьей ступеней широко известного космического труженика — носителя «Протон-М». И даже три готовых 45-тонных «Протона-М» будут разобраны, двигатели заменены. Все запуски этой ракеты откладываются. Расследование взяло на контроль правительство...

А началось все с обычной проверки. На Воронежском механическом заводе (ВМЗ), где выпускают ракетные «движки», были вскрыты отступления от технологии при изготовлении одного из маршевых двигателей «Протона-М». В производственном цикле использовали припой, не соответствующий конструкторской документации. Казалось бы, локальный факт. Но камешек обрушил в отрасли целую лавину. Потому что такой припой был не в одном двигателе и последствия могли быть катастрофическими.

На мой взгляд, при всей важности деталей принципиальный вопрос существенно шире. Не будем разбираться, произошел ли на самом деле прогар двигателя во время контрольных огневых испытаний, как сообщали СМИ, или к функционированию изделия замечаний вовсе не было (официальное заявление Роскосмоса). И почему на заводе использовали дорогостоящий припой с драгметаллами вместо более дешевого штатного. Принципиальное значение имеет сам факт: умышленное нарушение технологии на заводе, преступная, по словам Дмитрия Рогозина, подмена документации с целью ввести в заблуждение Центр имени Хруничева (его филиалом являлся Воронежский завод).

«Эти люди, — сказал вице-премьер, — прекрасно понимали, к чему могли привести их действия, к каким авариям, может, даже к гибели».

Новых аварий удалось избежать, но вопросы остаются: почему такое произошло и как не допустить подобного в будущем? В 1990-х, когда жесточайшая финансовая удавка, а также безразличие в самых высоких кабинетах к судьбе отечественной космонавтики едва не задушили отрасль, многие опытные специалисты, рабочие, конструкторы покинули ракетно-космические предприятия. Кадровый голод не удалось в полной мере преодолеть и по сей день, хотя делается в этой сфере немало. Одна из причин — низкая зарплата.

Известно, скупой платит дважды. Это как раз тот случай. Государство не должно экономить на космонавтике. Пока же мы видим все новые и новые сокращения финансирования. А еще для привлечения энтузиастов, увлеченных космонавтикой, необходимы поистине высокие, увлекательные цели. Но и здесь опять-таки нужны деньги, а у нас постоянно откладывают даже давно согласованные и утвержденные проекты.

Роскосмосу, конечно же, нелегко. Кардинальные реформы в отрасли нацелены прежде всего на повышение эффективности управления. И это — перезревшая проблема. В недавнем прошлом вольница для организаций, работающих на космос, приводила к провалам и воровству. Известны факты, когда руководство крупного ракетно-космического предприятия, используя в том числе и бюджетные деньги, тратило их отнюдь не на производственные нужды, а Роскосмос даже не имел права провести финансовую проверку.

Сегодня рычаги управления восстанавливаются. Но наведение порядка нравится не всем. Роскосмосу приходится проявлять твердость. Что касается последних событий, то заслуживает уважения решимость руководителей госкорпорации пойти на трудный шаг отзыва ракетных двигателей (РД) для замены и проверки.

Мне рассказывали, что некоторые далеко не рядовые специалисты считали, что испытания проводятся с запасом, замечаний к работе РД не было, и при будущих запусках не столь уж велика была вероятность отказа двигателей с нештатным припоем. Однако Игорь Комаров решил не рисковать, не побоялся неприятной огласки, шума в прессе, всевозможных сложностей. Он исходил из интересов дела.

Несколько лет назад гендиректор Воронежского механического завода Иван Коптев (недавно, как известно, ушел в отставку) сообщил, что «система управления качеством на заводе сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001». То есть работа на предприятии ведется на мировом уровне. Но практика показала, что качество на заводе сильно хромает. И это не единственный пример. Роскосмос не должен принимать на веру бравурные отчеты предприятий.

Объективности ради надо заметить, что госкорпорация активно занимается совершенствованием системы контроля качества и повышения персональной ответственности. Многое делается для опережающего перевооружения производств. Цель — переход на тотальный контроль качества, при котором объективные данные будут получать с помощью аппаратных средств. Это позволит исключить пресловутый человеческий фактор.

P.S. В 2011-2015 годах средний уровень аварийности в российской ракетно-космической отрасли составил 7%. Это на 3% выше аналогичных показателей в США. Для сравнения: в 2001-2010 годах аварийность наших ракет чуть превышала 4%. Какова ситуация сегодня? В 2016-м удалось выйти на 5% аварийности. Но и это, конечно, много. Остается надеяться на то, что тотальный автоматизированный контроль позволит в ближайшие год-два снизить аварийность.