Главная Культура 12:11 03 Февраля 2023 7446
Боль, и кровь, и восстание из мертвых

Страсти Христовы в Музее Андрея Рублёва

Елена Широян, искусствовед
Судя по полотну Михаила Нестерова, тема Страстей Христовых не потеряла актуальности и на пороге третьего тысячелетия. Изображения предоставлены Музеем имени Андрея Рублева

Пять веков религиозного искусства охватила выставка «Страсти Христовы» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Живописные произведения, созданные в различных регионах России начиная с XV века, оттеняют беломраморные поклонные кресты – русский вариант распространенного в всем христианском мире Распятия. Плоскостная храмовая живопись и мозаика дополнены скульптурными композициями, включая миниатюрную резьбу на перламутре «паломнических реликвий».

Русское православное искусство в высокой степени оригинально, однако и связано тысячами нитей с историко-культурными процессами Европы, включая «второй Рим» – Византию. Иконы и христианские рукописи впервые проникли в Россию с берегов Боспора, но ведь и в Италии до Ренессанса создавались произведения, родственные древнерусским. Чуть позже россияне, увидев западные гравюры, добавили к ним собственные эстетические идеалы, что вновь заставляет думать о России как органичной части всеевропейского «культурного дома».

Глубже проникнуть в сложную для наших современников проблематику религиозного искусства, которое не сводится к одним лишь образАм, помогает гений места. Выставочные залы Рублевского музея устроены по сегодняшним нормам, но само их нахождение в стенах бывшего монастыря – возникшей в середине XIV века Спасо-Андрониковой обители – помогает вообразить средневековую Москву. Да и один из древнейших каменных храмов Первопрестольной как раз украшает территорию музея. Впрочем, в те времена, когда строили Спасский собор, Страстной цикл еще не появился в иконостасе русских храмов. Это обстоятельство может удивить многих посетителей, но такова история, путь которой делает наглядным выставка.

Итак, что за термином? Страстями называют евангельские события, происходившие в последние дни земной жизни Христа. Церковный календарь отводит воспоминанию об этих днях Страстную седмицу. Тема Страстей Христовых разрабатывалась в искусстве с эпохи ранних христиан. На Русь эти сюжеты пришли из Византии и проникли в храмовые росписи еще в домонгольское время. В начале XV столетия страстные композиции появились на иконах праздничного ряда иконостаса. Более пристальный интерес к теме Страстей Христовых возник в годы правления царя Алексея Михайловича, при патриархе Никоне. Тогда, в середине XVII века, в Московии распространились литературные «Страсти Христовы» – пересказ четырех Евангелий. Храмовая живопись ответила на эту животрепещущую тему включением в структуру высокого иконостаса нового верхнего ряда – Страстного. Венцом же всей конструкции стало Распятие. Конечно, на выставке в замкнутом музейном пространстве трудно проследить развитие архитектурных форм, а ведь в эпоху русского, или нарышкинского, барокко храмы стали значительно выше и просторнее, под стать им были и многоярусные иконостасы. Образцы этих грандиозных сооружений можно видеть, например, в Климентовском соборе близ Ордынки или в храме усадьбы Останкино. Увы, в зал музея их не внесешь!

Обычно в Страстной ряд иконостаса включали сюжеты предательства Иуды, приведения Христа к первосвященникам и к прокуратору Пилату, сцены Его мучений – бичевания и коронования терновым венцом, выведения Христа к народу («Се человек»), несения Креста, пригвождения к нему и снятия с него, оплакивания и положения во гроб. Для чуткого прихожанина эти сюжеты на иконах или фресках соединяются в полное трагизма повествование, но даже отдельные его фрагменты на выставке заставляют застывать у ранних икон из коллекции ЦМИАР. Впрочем, и более поздние экземпляры творчества иконописцев поражают орнаментальной изысканностью при тонком проникновении в тему – как тульская икона «Распятие со страстями» (Артемий Фёдоров, 1714) или «Спас Нерукотворный, с Орудиями Страстей» середины XVIII века.

Страстной цикл на выставке открывают сцены Тайной вечери – ее изображения встречались уже в росписях катакомб и не теряли популярности позже, в том числе у мастеров Оружейной палаты. Работ этой школы в экспозиции немало, но даже те иконы, что отличаются упрощенным художественным языком, исполнены живописцами, явно знакомыми со стилем придворной мастерской. Таким образом, выставка вобрала в себя многообразие манер от изысканной, напоминающей европейское Северное Возрождение иконы «Несение креста» неизвестного мастера Оружейной палаты (рубеж 1680-1690-х) до брутального «Бичевания Христа» середины XVIII века из Иркутска.

Со временем сюжеты обогатились благодаря проникновению в Россию западных гравированных книг – таких как Библия Пискатора, Библия Мериана и Евангелие Наталиса. К концу XVII века традиционные сюжеты страстных икон получили обновленную трактовку и подробности. В зале ЦМИАР привлекает внимание «Распятие Христово» (в 1721 году его написал Симеон Никитин Попов), при небольшом размере скомпонованное так, будто перед зрителем часть фрески на стене храма.

Симеон Никитин Попов – «Распятие Христово», 1721

В едином пространстве художник совместил несколько эпизодов из последних дней земной жизни Христа, отразив и Его беседы с апостолами, и трагичнейшую сцену Распятия, и самоубийство Иуды. Созидательная свобода автора, при всей каноничности жанра, подтверждает знакомство русских изографов с образцами творчества западных коллег в тот период, когда, казалось бы, в Российской империи только зарождалась живопись европейского толка. Тимофей Жирухин из Вятки написал «Оплакивание Христа» в 1763 году с использованием светотени: и как после этого называть «медвежьими углами» даже подобные отдаленные области русской провинции, уже творившей в европейских традициях?

Тимофей Жирухин – «Оплакивание Христа». Вятка, 1763

Проникнут духом искусства Европы и один из наиболее классических вариантов изображения Христа на мозаике «Спаситель в терновом венце» второй половины XIX века, по легенде, созданный неизвестным автором для крупного храма в Москве.

«Спаситель в терновом венце». Неизвестный мастер. Москва, 2-я половина XIX в.

В финале осмотра вы можете сопоставить эскиз и завершенное полотно Михаила Нестерова «Страстная седмица». Художник задумал эту работу сразу после революции, но завершил лишь в 1933 году, потратив на нее 15 – и каких! – лет. В эскизе живописец собрал вокруг Распятия большую толпу, но в финальном варианте оставил совсем немного персонажей: это писатели Гоголь и Достоевский, монахиня, женщина с детским гробиком в руках, священник и крестьянин. Интересно, что поначалу в картине присутствовал Лев Толстой, но затем исчез.

Необычный акцент выставки – иконы, почитавшиеся в дореволюционной России как чудотворные. Образ «Целование Иуды» прославил в 1829 году Николо-Берлюковскую пустынь в Подмосковье. А почти монохромное изображение Христа в терновом венце (прозванное в народе «Спас Беленький») связано с преданием о том, как в подмосковном же Спасо-Влахернском монастыре перед гипсовым барельефом Спасителя прозрели две девочки, рожденные слепыми. Монахи отреагировали на чудо тем, что стали писать в иконописной мастерской копии для паломников в бело-серой гамме…

Справедливость требует напомнить, что собрать столь выразительное повествование на тему Страстей Христовых Музею имени Рублева – единственному в нашей стране, полностью посвященному истории православного искусства – помогли и другие хранилища. Среди них Государственный исторический музей и Третьяковская галерея, музей Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет» и вновь образованный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково», объединивший две знаменитые московские усадьбы. А Музей русской иконы имени Михаила Абрамова, сравнительно недавно созданный в Москве, но уже выросший до институционального уровня, представил набирающее силу движение частного собирательства.

Иван Кучумов – «Апостол Петр». Москва, конец XVIII века. Государственный исторический музей

Но и для самих этих музеев выставка стала шансом показать то, что в их собственных стенах зачастую остается вне публичного доступа. Отчего религиозные коллекции, подчас богатейшие, как в Русском музее, музеях Великого Новгорода либо Перми (далее везде), лишь в редчайших случаях становятся центром внимания? Возможно, таково еще не изжитое наследие атеистической советской культуры, пусть и она воздавала должное таким знаковым фигурам, как Андрей Рублев или Дионисий. И проект «Страсти Христовы» лишний раз напоминает нам о богатстве, масштаб и значение которого мы сами до сих пор полностью не осознали.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11833
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7490
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7179
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6495
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6322
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?