ГАЗПРОМ ГОТОВ ФОРСИРОВАТЬ БАЛТИКУ

ОАО "Газпром" Обеспечивает 23% мировой добычи газа Производит 6-8% ВВП России Обеспечивает поступление 25% налоговых платежей Обеспечивает производство 50% первичных энергоносителей России Контролирует более 70% запасов газа России

- Валерий Владимирович, в чем, по вашему мнению, привлекательность проекта Северо-Европейского газопровода для России?
- Строительство этого газопровода обеспечит диверсификацию экспортных потоков российского природного газа с целью повышения надежности поставок, гибкости и возможности их маневрирования. Это доставка газа по прямому пути на платежеспособный европейский рынок. Подчеркну: доставлять газ туда будем, минуя транзитные страны, которые, к сожалению, зачастую выставляют нам необоснованные условия по тарифам транспортировки через их территории, стоимости отводов земли под газовые магистрали и т.п. Нередко именно третьи страны не выполняют транзитных соглашений и контрактных обязательств, а штрафные санкции и нарекания со стороны покупателей оборачиваются против нас, поставщиков. Мы создали огромную Единую систему газоснабжения России, которой нет ни в одной стране мира. Она позволяет нам осуществлять с небольшими затратами перераспределение газовых потоков и дает возможность относительно быстро направлять газ в любом нужном направлении, в том числе в Северо-Европейский газопровод.
- По какому маршруту пройдет "северная труба"?
- Рассматриваются два варианта. Один - по дну Балтики в нейтральных водах. Другой - через Финляндию и Швецию с форсированием Ботнического залива и датских проливов. Но второй вариант зависит от позиции шведского парламента и "зеленых", которые пока не торопятся приветствовать закупки природного газа.
- Нет ли экологической опасности прокладывать трубу в Балтийском море?
- Приступая к большим проектам, всегда проводим тщательные исследования, экологический мониторинг. Проект затрагивает все девять стран региона Балтийского моря. Чтобы избежать возможных конфликтов, связанных с вопросами охраны окружающей среды, работы по выбору трассы газопровода выполнялись во взаимодействии с природоохранными организациями каждой из задействованных в проекте стран. Кстати, у нас уже есть хороший опыт с "Голубым потоком" - проектом доставки газа из России в Турцию через Черное море. Там, пожалуй, обстановка сложнее, да и глубины, на которых ляжет труба, в несколько раз больше. Тем не менее стройка взяла успешный старт. В этой связи хотел бы поблагодарить российский парламент, наше правительство, Владимира Путина, которые решительно поддержали "Голубой поток". Надеемся, что так же будет и с Балтийским проектом.
- Предполагается ли поддержка проекта Европейским союзом?
- В этом проекте у Газпрома деловой партнер - финская компания Фортум. В ее состав входит фирма Газум, через которую мы поставляем в Суоми ежегодно четыре миллиарда кубометров "голубого топлива". А для работы над Балтийским, или, иными словами, Северным, газотранспортным направлением создано совместное предприятие НордТрансгаз, где капитал пятьдесят на пятьдесят процентов принадлежит Фортуму и Газпрому.
В настоящее время специалистами Фортума и Газпрома прорабатывается возможность получения поддержки Европейского союза этому проекту и статуса Трансевропейского энергетического проекта.
- Работаете ли вы в России с этой компанией?
- Да, это так - по Штокмановскому проекту. Вы знаете, что на шельфе наших арктических морей велики запасы как природного газа, так и нефти. И сегодня мы уже работаем с нашим немецким партнером - компанией "Винтерсхалл" по Приразломному нефтяному месторождению. Этот проект, кстати, может быть реализован даже раньше Штокмановского. И мы предусматриваем два пути доставки "черного золота" из Арктики. Первый - танкерами в Европу, скажем, в порт Роттердам. Второй - по своему значению главный - в северо-западные регионы России. Хотим их не только газифицировать, но и обеспечить нефтью и нефтепродуктами. Кончится вечная драма с северным завозом. Хватит замерзать зимой Мурманску, Архангельску, беломорским поселкам, карельским деревням. Ставим задачу также закрыть потребность в мазуте Северного флота.
Разработка проектов, связанных с морскими месторождениями, - дело серьезное. Поэтому уже сегодня нарабатываем опыт, готовим кадры, опробуем вместе с предприятиями ВПК новую технику и технологию, изучаем оригинальные инженерные решения, которые помогут наиболее эффективно и качественно воплотить в жизнь крупные северные проекты.