У ПОКУПАТЕЛЯ РАСШИРИЛИСЬ ПРАВА, У ПРОДАВЦА - ОБЯЗАННОСТИ

ЕСЛИ ПОТЕРЯН КАССОВЫЙ ИЛИ ТОВАРНЫЙ ЧЕК
Раньше требования потребителя рассматривались

ЕСЛИ ПОТЕРЯН КАССОВЫЙ ИЛИ ТОВАРНЫЙ ЧЕК
Раньше требования потребителя рассматривались продавцом или изготовителем только при предъявлении чека или иного документа, удостоверяющего факт покупки. Теперь установлено, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Эта поправка вызвала шок у торгующих организаций и еще не известна широкому числу потребителей. Боюсь, она приведет к определенной напряженности: граждане, ссылаясь на норму закона, будут требовать удовлетворения их претензий, связанных с некачественным товаром, чек на который утерян. Магазины будут ссылаться на то, что отсутствуют доказательства покупки этого товара именно у них. В условиях, когда сама торгующая организация не сможет определить, что товар куплен у нее, а потребитель настаивает на своей правоте, выход опять будет найден только в суде.
ВОЗВРАТ ДЕНЕГ
Потребитель вправе теперь расторгать договор и требовать выплаты денег за любой товар при наличии в нем недостатка. Ранее в законе оговаривалось, что в отношении технически сложных товаров расторгать договор можно, если недостаток существенный. Претерпели изменения и правила, касающиеся замены товаров. В отношении не только технически сложных, но и любых дорогостоящих товаров требовать замены можно, если в них обнаружены существенные недостатки. Очевидно, что понятие "дорогостоящий товар" остается оценочным, поэтому непросто провести границу при отнесении товаров к той или иной категории. Перечисленные положения были внесены в закон для приведения его в соответствие с Гражданским кодексом РФ, где указанные нормы содержались и раньше.
ГАРАНТИЙНЫЕ СРОКИ
Гарантийным является срок, в течение которого продавец несет ответственность за качество товара, а исполнитель - за качество работы или услуги. Именно в эти сроки предъявляются претензии потребителей. На товары гарантийный срок устанавливает изготовитель товара. На работы и услуги - их исполнители.
Закон не обязывает изготовителей и исполнителей устанавливать гарантийные сроки какой-то определенной продолжительности. Сколько сами захотят, столько и будет.
В торговле может устанавливать гарантийные сроки продавец. Его гарантийный срок может быть даже большей продолжительности, чем назначенный изготовителем. Но во всех случаях установление гарантийных сроков - это право, а не обязанность изготовителя (исполнителя). Поэтому часто бывает, что гарантийный срок вообще не установлен. В этом случае теперь претензии по качеству товара потребитель может предъявлять, когда недостатки обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю. По ранее действующим правилам этот срок равнялся шести месяцам.
Если гарантийный срок установлен, но составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования о замене, ремонте или выплате денежных средств за товар, если докажет, что недостатки возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении некачественно выполненных работ или оказанных услуг также изменены сроки, в течение которых можно обращаться к исполнителю с претензией. Теперь, если гарантийный срок отсутствует, то требование должно быть заявлено в разумный срок, но в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы или услуги или пяти лет в отношении недостатков в строении или ином недвижимом имуществе.
Если гарантийный срок на результат работ или услуг составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявлять претензии к исполнителю, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы или по причинам, возникшим до этого момента.
ПОТРЕБИТЕЛЬ ВПРАВЕ ПО СВОЕМУ ВЫБОРУ ПОТРЕБОВАТЬ:
- Безвозмездного устранения недостатка выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы;
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьим лицом;
- расторгнуть договор о выполнении работы и потребовать полного возмещения убытков, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора, либо, если в установленный договором срок недостатки выполненной работы не устранены исполнителем.
ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ ТОВАРОВ
Раньше у продавца или гарантийной мастерской было двадцать дней, чтобы осуществить гарантийный ремонт товара. Теперь установлено, что недостатки должны устраняться незамедлительно. Правда, сделана оговорка - если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме. Но ведь по закону потребитель не обязан заключать соглашения с продавцом или гарантийной мастерской, где будет оговорен срок устранения недостатков определенной продолжительности, и вправе требовать незамедлительного устранения недостатков.
Положение для предпринимателей не очень приятное. Ведь за просрочку устранения недостатков установлена штрафная неустойка - 1% в день от цены товара.
Как будут выходить из этой ситуации гарантийные мастерские, понятно. В бланках квитанций при приеме товара в ремонт будет указан приемлемый для гарантийной мастерской срок ремонта. Потребитель, сдавая товар, будет расписываться в квитанции. Таким образом соглашение о сроке ремонта будет считаться достигнутым. Что еще придумают продавцы и изготовители - покажет время.