Правительство, как сообщают информированные источники газеты, будет более компактным и функциональным.
Ряд отраслевых министерств, например, Министерство энергетики, Минатом, Минпечати, Министерство по антимонопольной политике, Министерство по налогам и сборам (МНС), Минприроды могут или влиться в другие ведомства, или получить иной статус. По одному из вариантов, например, функции регистрации и сбора налогов могут перейти из МНС в Минфин.
Главный принцип структурных новаций заключается в четком разделении функций - правоустанавливающих, правоприменительных и надзорных. Не дело, когда одно ведомство устанавливает правила игры, само же внедряет их (нередко на ходу изменяя) и само контролирует выполнение. Специальные надзорные органы будут, как говорят, следить за ситуацией в таких сферах, как экология, транспорт, технология и т.д.
Вместо шести нынешних вице-премьеров (функции которых довольно-таки расплывчаты, эффективных рычагов управления у этих должностных лиц, как правило, нет) предполагается оставить одного, но полноценного.
Новому правительству предстоит нелегкая работа. Начнется полномасштабная реализация административной реформы. Ибо успехи в экономической и социальной сферах могут быть обеспечены только эффективным государством. В экономике необходимо без промедления практически приступить к давно назревшим структурным преобразованиям, сокращению нерыночного сектора.
На одном из ключевых постов - министра финансов - по-видимому, останется Алексей Кудрин. Герман Греф, возможно, сохранит кресло министра экономического развития, но функции министерства расширятся. После вчерашних консультаций Михаила Фрадкова с депутатами Государственной Думы первый вице-спикер Любовь Слиска предположила, что в новом правительстве останутся глава МЧС Сергей Шойгу и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.
Одна из самых чувствительных сфер - социальная. Именно здесь в самое ближайшее время будут начаты кардинальные реформы здравоохранения и образования. Любые преобразования, как известно, связаны с ломкой стереотипов, устоявшихся правил, привычек и вносят в жизнь, мягко скажем, определенный дискомфорт. А в таких социально значимых отраслях, как здравоохранение и образование, реформы потребуют всесторонней продуманности и особого умения. С одной стороны, будут усилены гарантии для малоимущих граждан, а с другой - планируется существенно расширить платный сектор этих услуг. Повышение эффективности работы медицинских и образовательных учреждений приведет к неизбежному сокращению численности врачей, педагогов, о трудоустройстве которых нельзя не позаботиться заранее. Новому кабинету министров потребуются немалые усилия, чтобы болезненные, но необходимые реформы в социальной сфере прошли с наименьшими издержками.
Никогда еще на Михаила Фрадкова не возлагалось решение таких ответственных, трудных и масштабных задач. Некоторые политологи считают, что в подобных условиях "год считается за три", и где-то, скажем, в 2006-м Фрадков, выполнив свою миссию, может перейти на другую работу. Мол, таким образом будет не только снято накопившееся в некоторых группах населения недовольство. К тому времени, по некоторым прогнозам, не исключен (надеясь на лучшее, надо быть готовым ко всему) и новый экономический кризис в связи с резким падением мировых цен на нефть, рядом других неблагоприятных факторов. И вот тогда, по версии упомянутых политологов, в Белый дом придет новый человек, который впоследствии и может быть предложен в качестве преемника Владимира Путина после 2008 года. Впрочем, все это - гадание на кофейной гуще, какового хватало в эти дни. А реальность очевидна: мы на пороге масштабных, интересных, общезначимых перемен. Хотелось бы надеяться, что они выльются в такое укрепление экономической мощи страны, которое обеспечит решительное повышение качества жизни россиян.