05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТРУБА В ЦЕНТРЕ ГОРОДА

Споры о том, нужна ли Москве промышленность, стоит ли ее поддерживать или город сможет обойтись без заводов и фабрик, а существовать только как финансовый, торговый и туристический центр, идут уже целое десятилетие. А в последние годы у сторонников "неиндустриального" развития столицы появился новый весомый аргумент. Налоговые отчисления промышленных предприятий в городскую казну неуклонно падают: с 26,5 млрд. рублей в 2001 году до 20,3 млрд. в 2003-м.

Правда, причина их падения вовсе не в деградации городских предприятий. Они реально развиваются, среднегодовой рост производства превышает 111 процентов, что на шесть пунктов выше общероссийских показателей. А столичные предприятия ВПК теперь и вовсе прибавляют по 150 процентов год. Стабильное снижение поступлений в городской бюджет обусловлено изменениями в фискальном законодательстве, согласно которым все большая часть налогов уходит в федеральную бюджетную систему. Так, в 2003 году из 70,6 млрд. рублей 50,3 направлены в госказну. Поэтому вопрос о том, какой смысл городу вкладывать средства в поддержку промышленности, если он не получает видимой отдачи, выглядит вполне резонно. Как и постоянно звучащие призывы вывести все фабрики за МКАД и застроить освободившиеся территории жильем, бизнес-центрами. А территории эти, надо сказать, огромны: промзоны занимают почти 20 процентов города, это свыше 20 тысяч гектаров.
И все же столичные власти пошли на иррациональный, на первый взгляд, шаг. Принята очередная программа поддержки промышленности на 2004 - 2006 годы. И принципиальное решение: из центра будут выводиться только те предприятия, которые сами того захотят.
- Решающей была позиция мэра Москвы, который убежден, что без производства даже столичный мегаполис развиваться не может. Нельзя забывать и о 600 тысячах людей, которые трудятся в промышленности на 1400 городских предприятиях, - рассказывает Виталий Фисичев, руководитель комитета департамента науки и промышленной политики Москвы. - Утратить промышленный потенциал, технологии, кадры легко. Восстановить будет почти невозможно. Конечно же, не радует, что от поддержки промышленности город сегодня не получает налоговых дивидендов. Но Москва будет искать такие схемы, финансовые механизмы, чтобы эта поддержка была выгодна.
По словам Фисичева, сегодня город дает предприятиям кредиты, позволяет закупать оборудование в лизинг, помогает в сбыте, поиске деловых партнеров. Стенды столичных производителей появляются на самых престижных зарубежных выставках. Оплачивается это почти всегда из бюджета. Для продвижения московских марок в апреле в столице уже пятый раз пройдет международный форум "Высокие технологии", оргкомитет которого возглавляет Лужков. Не секрет, что заводам не хватает квалифицированных рабочих. Средний возраст мастера, по словам Фисичева, приближается к 60 годам. Чтобы решить эту "возрастную" проблему, в Москве откроется 10 центров ускоренной подготовки рабочих кадров, планируется возродить сеть ПТУ.
Что взамен? Об этом на примере предприятий военно-промышленного комплекса, самых неблагодарных с точки зрения налоговой отдачи в городскую казну, рассказал начальник Управления НИОКР и технологий департамента науки и промышленной политики Александр Бирюков:
- Оборонные предприятия готовы отдать городу излишки своих площадей. Но главное - выполнять самые разнообразные, даже "непрофильные" заказы мэрии. Так, завод в Тушино начал производить автобусы (их планируется делать до 1000 в год), сейчас осваивает выпуск троллейбусов. Именно городской ВПК строит те самые мини-электростанции, которые ("Труд" о них писал) с этого года станут альтернативой производителям тока из "Мосэнерго", начнут питать многие заводы, фабрики и некоторые микрорайоны. Себестоимость киловатта, выработанного такой станцией, в пять раз ниже, чем у "Мосэнерго". Даже в производстве обычных водопроводных кранов для новостроек теперь используются космические технологии. На столичных оборонных предприятиях готовили полотно и поезда для первой в столице монорельсовой дороги. А сейчас приступают к выпуску своего рода "дорожного сканера". Это стационарные или передвижные комплексы, которые "просвечивают" содержимое въезжающих в город автомобилей и прицепов. Для того чтобы узнать, нет ли в фургоне взрывчатки, теперь даже не придется останавливать машину.
Практика показывает: дать подобный заказ городскому предприятию в десятки раз дешевле, чем "выписывать" диковинки из-за рубежа. Стало быть, расходы на поддержку промышленности даже в условиях далеко не идеального налогового законодательства все-таки могут окупаться.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников