СМЕРТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Алексей Кленин, получив повестку из военкомата, сразу заявил дома: "Я не собираюсь увиливать от армии". О военной службе он мечтал с детства, не подозревая степени жестокой бездушности армейской среды.

ПИСЬМА БЕЗ ОТВЕТА
Из Можайска, что в Московской области, 18-летний Алексей попал в Дагестан. "Все-таки не Чечня", - успокаивала себя его мама Марина. Потерять единственного сына для нее было страшнее собственной смерти. Не чаял души во внуке и дед Владимир Алексеевич Шурупов, заменивший мальчику отца. Несмотря на разницу в возрасте, им всегда было интересно друг с другом.
Вначале письма от Алексея приходили довольно часто. А в декабре 1999-го, спустя полгода после призыва, их не стало. Дедушка сразу же написал в войсковую часть N 96160, дислоцировавшуюся в Дагестане. Ответа не было. Не получила семья никаких вестей на второй, третий и последующие запросы. Марина, полная тревог, по ночам сжимала подушку, мокрую от слез. Владимир Алексеевич ее успокаивал: "Может, он теперь в длительной командировке. Если бы, не дай Бог, случилось непоправимое, нам сообщили бы". И все же написал в Министерство обороны России, наивно полагая, что "там точно знают о судьбе каждого солдата". Оттуда письмо переправили в штаб Северо-Кавказского военного округа. 2 февраля 2001 года (обратите внимание на дату. - Авт.) пришел бодрый ответ: "Алексей Кленин в настоящее время проходит службу в в/ч 96160, состояние его здоровья хорошее".
Только успокоилась семья, более года не имевшая известий, как 23 марта 2001 года на адрес матери Марины Билау пришло письмо из войсковой части. В нем сообщалось, что Алексей самовольно покинул расположение части и против него возбуждено уголовное дело по факту дезертирства.
Такому известию не поверила не только семья Алексея, но и друзья, соседи, хорошо знавшие парня, обязательного до щепетильности: что пообещал - обязательно выполнит. Не замечен в импульсивных поступках. И вдруг - побег?
Но не зря говорится, что беда одна не ходит. Семью просто добило письмо, пришедшее в августе 2001 года с обратным адресом на конверте: "г. Ростов-на-Дону, 124-я центральная судебно-медицинская лаборатория". Руководители учреждения приглашали родственников "для опознания останков Алексея Кленина". Хрупкая надежда, еще сохранявшаяся в дороге ("Может, все же не он?"), разрушилась за порогом лаборатории...
Но, как выяснилось, и этот удар не был для семьи последним. Эксперты заявили родственникам, что их Алеша погиб более года назад, 18 февраля 2000 года. Выходит, что год спустя после его смерти офицеры СКВО уверяли семью, что его "состояние здоровья хорошее".
ВЫСТРЕЛ В ЗАТЫЛОК
Разматывая клубок невероятных фактов, родственникам удалось добраться до сути.
...Призванный в июне 1999 года Алексей Кленин 6 декабря того же года вместе со своей частью "убыл в пункт временной дислокации" - на административную границу с Чечней в окрестности села Ансалта. 18 декабря войсковая часть N 96160 передислоцировалась в глубь Чечни. И тут закрепленная за Клениным БМП, где он был механиком-водителем, как назло, сломалась. Командир части А.Е. Романюта приказал Алексею Кленину и командиру отделения Александру Петрову остаться для охраны машины. Зимой, на 20-градусном морозе, на глухой дороге у леса, вдали от ближайших селений, в нарушение Устава внуттенней службы Вооруженных сил России оставили ребят, не обеспечив, как констатировал Ленинский районный суд Ростова-на-Дону, ни питанием, ни другими бытовыми условиями, не приняв мер по обеспечению их безопасности.
Брошенные на произвол судьбы парни вынуждены были добывать себе пищу самостоятельно. Алексей, как объяснял позже оставшийся в живых его сослуживец, "ушел за продуктами и не вернулся". Его останки, одетые в военную форму, случайно обнаружили год спустя, в феврале 2001-го. Как сделали вывод эксперты, Алексей был убит выстрелом в затылок 18 февраля 2000-го. Труп находился в лесу всего в полутора километрах от того места, где была оставлена охраняемая бойцами БМП.
Машину своевременно обнаружили, вернули в часть. А солдата, видимо, никто серьезно не искал. Чиновники откровенно врали по поводу хорошего здоровья солдата, а потом, видимо, с целью избавиться от пятен на собственных мундирах возбудили уголовное дело против "дезертира", чьи останки уже более года лежали в лесу.
...И ВСЕ ДЕЛА
Похоронившей сына и внука семье солдата пришлось пережить позже ряд тяжелых судебных процессов. Только в 2002 году родственникам удалось прекратить уголовное дело в отношении Алеши Кленина как дезертира - на помощь пришел фонд "Право Матери", юрист которого Людмила Голикова в течение четырех лет помогала отцу и матери в поисках правды. В течение двух последующих лет суды Московской области отвергали иски потерпевших о компенсации морального вреда.
Очередной иск был подан в апреле минувшего года в Ленинский районный суд Ростова-на-Дону - по месту нахождения одного из ответчиков - СКВО (привлечь к суду воинскую часть нельзя, поскольку она не является юридическим лицом). Судебные заседания в течение целого года много раз откладывали из-за неявки ответчиков. Наконец недавно очередной суд постановил взыскать с Минобороны и СКВО 40 тысяч рублей "за непредоставление информации о судьбе Кленина". Моральный вред, нанесенный действиями Минобороны РФ, суд оценил в 200 тысяч рублей (по 100 000 в пользу каждого истца - деда и матери погибшего).
А что же командир части, допустивший грубые нарушения, приведшие к смерти человека? Только в 2004 году прокуратура СКВО под натиском настойчивых писем Владимира Шурупова возбудила уголовное дело в отношении А.Е. Романюты по ст. 293 (ч. 2) УК РФ - халатность и неисполнение служебных обязанностей. Но командир войсковой части N 96160 недолго ходил в подследственных. Уголовное дело, возбужденное 31 марта, было прекращено 26 мая того же года "в связи с актом амнистии". Взглянуть в глаза "отцу-командиру" мне не удалось. На суде в Ростове-на-Дону он не присутствовал, да и не мог присутствовать потому, что в качестве ответчиков фигурировали лишь вышестоящие организации, структурным подразделением которых является в/ч 96160. Возможно, Александр Евгеньевич Романюта понес дисциплинарное взыскание? Несмотря на мои многократные звонки, пресс-служба СКВО ответила лишь, что "Романюта был отстранен от должности".