05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПУСТЬ МИЛЛИАРДЫ РАБОТАЮТ

Полюх Александр
Опубликовано 01:01 03 Марта 2005г.
С недавних пор весьма популярна тема - что делать со стабилизационным фондом. Напомним, что им правительство назвало незапланированные доходы федерального бюджета, которые только в 2004 году составили более 600 млрд. рублей. Эти деньги изымались из экономики. Справедливые замечания некоторых экспертов, что лучше бы вложить "замороженные" деньги в развитие обрабатывающего сектора и внутреннего рынка, чем по-прежнему зависеть от экспортных доходов и колебаний мировой конъюнктуры, Минфин оставляет без комментариев. Растут также долларовые накопления в золотовалютном запасе. Сейчас они тратятся на приобретение ценных бумаг правительства США с крайне низкой доходностью. Иначе говоря, происходит кредитование передовой американской экономики отсталой Россией. Но "вершиной" стало предложение министра Алексея Кудрина конвертировать большую часть стабилизационного фонда в доллары и опять вложить в ценные бумаги госказначейства США (за те же 1,5% годовых). При этом Минфин планировал в 2005 году занять у частных инвесторов и населения примерно 50 млрд. рублей, где-то под 15% годовых. Вот такая "экономная экономика"... Меж тем эти сверхдоходы можно использовать с пользой для наших граждан.

Применение первое
Это финансирование целевых программ, способных резко ускорить прирост ВВП и при этом не увеличить инфляцию. Подобной целевой программой может стать широкомасштабное обновление парка в гражданской авиации.
Не секрет, что самолетный парк практически не меняется со времен распада СССР, лишь изредка закупаются подержанные "Боинги" и "Эрбасы". Между тем страны ЕС уже начали ограничивать полеты наших лайнеров под предлогом борьбы с шумом. Еще раньше это сделали США, закрыв свои аэропорты перед Ил-62 - основным авиалайнером дальнего класса, которым были оснащены авиакомпании стран СНГ. Этим авиакомпаниям пришлось срочно закупать "Боинги".
Российские либералы предлагают два способа обновления самолетного парка гражданских авиакомпаний. Первый и самый простой: закрыть все российские авиазаводы и закупать самолеты за кордоном. Второй - включиться в самолетостроительную программу ЕС. Мол, сейчас идет жесткая конкуренция в этой области между Старым и Новым Светом и якобы с вступлением России в программу "Эрбас" Евросоюз получит решающий козырь в борьбе за мировое господство с американским "Боингом". Тот факт, что многим российским авиазаводам придется закрыть производство, не смущает реформаторов. Ну а про такие мелочи, как попадание России в зависимость от ЕС в такой очень важной области, как самолетостроение, никто не вспоминает. Если, к примеру, в Евросоюзе решат, что нам следует вступать в переговоры с ичкерийскими сепаратистами и террористами, то можно не получить уже заказанные гражданские самолеты, а то и вообще вылететь из программы "Эрбас".
К счастью, в России еще есть возможность делать свои лайнеры. Для того чтобы силы авиапромышленности объединить, президент Владимир Путин дал поручение правительству создать холдинг на базе крупнейших корпораций. А для того чтобы появились средства, надо направить сверхдоходы на производство перспективных лайнеров Ту-204, Ту-204-300, Ту-214, Ту-334, Ил-96-400. Затем предложить эти самолеты наиболее успешным российским авиакомпаниям на условиях даже не лизинга, а долгосрочного кредита со сроком не менее 10 лет без вступительного взноса. То есть российские перевозчики получат первоклассные отечественные самолеты без серьезных финансовых затрат, поскольку производство самолетов будет оплачено из тех самых "сверхдоходов".
Масштабное техническое перевооружение гражданской авиации даст мощный толчок развитию национальной экономики - при этом высокотехнологическому сегменту, а не производству сырья и металлов, как теперь. С учетом того факта, что отечественные авиазаводы расположены во многих российских регионах, можно ожидать улучшения социально-экономической ситуации в стране. Естественно, оживятся предприятия-смежники, поставляющие авиазаводам материалы, приборы, двигатели и прочее.
Российским авиакомпаниям подобная программа позволит решить многие проблемы. Это прежде всего долгожданная замена парка. Затем сверхвыгодная система расчета за полученные самолеты (10-летний кредит). Плюс существенная экономия дорожающего авиагорючего - например, Ту-204 расходует керосина на "человеко-километр" меньше, чем "Боинг" и "Эрбас". Эта "тушка" благополучно переживет без модернизации вступающие с начала 2006 года новые требования по шумности для самолетов, летающих над территорией ЕС. А вот большинству "Боингов" придется модернизировать свои авиадвигатели.
Вполне возможно - в качестве условия для льготного кредитования закупки авиатехники -замораживание цен на авиабилеты или даже их понижение. В отличие от увеличения пенсий, зарплат "бюджетников" и социальных выплат при финансировании целевой программы не будет происходить усиления инфляции. Ведь деньги инвестируются в производственную программу с длинным сроком возврата в реальную финансовую систему, а самолеты, произведенные в ходе исполнения этой программы, сами начнут улучшать финансовые показатели авиакомпаний.
Применение второе
Организация широкомасштабной ипотеки, способной реально решить жилищную проблему в России, а попутно содействовать разрешению острой демографической проблемы в нашей стране.
Спросите, а разве либеральное правительство не внедряет в жизнь ипотеку? Да, действительно имеет место так называемая "грефовская ипотека", которая должна охватить в 2005 году всего лишь 40 тысяч человек. И это в стране с 145-миллионным населением и острой потребностью в новом жилье! К тому же условия предоставления кредитов напоминают коммерческую сделку - под 20% годовых, на срок не более 10 лет.
Для сравнения: в США ипотечное кредитование строительства нового жилья представляет собой мощную социально-экономическую составляющую развития народного хозяйства. Деньги представляет само государство и дает их под весьма умеренный процент - 6 - 8% годовых на срок до 25-30 лет. Таких условий коммерческие банки не могут предоставить по определению.
В результате ипотечного кредитования в США происходит постоянный рост ВВП. Плюс мощнейший социальный аспект программы. Работающий человек обеспечен жильем в кредит, а не копит деньги 30 лет и не стоит в очереди на "бесплатную" государственную квартиру. Жилье под долгосрочное ипотечное кредитование получают молодые семьи, от которых зависит воспроизводство населения. Примечательно, что в США нет проблемы с замедлением прироста населения.
Направление сверхдоходов на финансирование широкомасштабной национальной системы ипотечного кредитования России принесет пользы не меньше. За счет резкого увеличения строительства произойдет скачок в промышленности строительных материалов, оборудования и машин. Экономический рост гарантирован в подавляющем большинстве российских регионов - в отличие от теперешнего положения дел, когда строительный бум имеет место только в Москве и Санкт-Петербурге.
Вместе с квартирами можно предоставлять в долгосрочный кредит и все необходимое для жилья - мебель, электробытовую аппаратуру, кухонное оборудование. Не секрет, что молодые семьи имеют крайне ограниченную финансовую базу. С другой стороны, с включением всего необходимого для дома в сумму ипотечного кредитования можно развивать массовое производство недорогой мебели, электробытовой техники, кухонного оборудования. А это в конечном счете будет способствовать росту ВВП и попутно сдерживать рост цен на товары "для дома". Потому что за право участвовать в таких программах борются многие фирмы, привлекаемые гарантированным сбытом продукции.
И наконец дешевое ипотечное жилье может само по себе быть мощным стимулом для резкого изменения демографической ситуации в России. Вполне возможно списывать часть ипотечной задолженности при рождении второго, третьего и так далее ребенка. Такая практика уже применяется в региональных ипотечных системах и доказала свою состоятельность.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников