ВОЙНА. ОТЦЫ И ДЕТИ

На минувшей неделе разные телеканалы обратились к военной теме. Один из дециметровых каналов вспомнил давний цикл передач "Солдатские мемуары", созданный Константином Симоновым, показав серию "Пехота есть пехота".

Обращение к этой принципиальной для нашего ТВ работе, как и к сделанным еще раньше другим писателем Сергеем Смирновым "Рассказам о героизме", на мой взгляд, плодотворно. В их телециклах в свое время поражали подлинность людских судеб и внимание к суровой прозе военных будней. Тогда, помнится, не всем нравился подобный подход: ведь в брежневскую пору торжествовали помпезность и плакатность.
Конечно, черно-белые кадры с неважно записанным звуком, плоским светом, однообразным фоном в наши дни могут отпугнуть непривычного к ним молодого зрителя. Но хочется верить, что и его увлекут явные достоинства цикла: открытые, показанные пристально, крупным планом, солдатские лица, рассказы о таких подробностях войны, о каких не принято было говорить прежде.
Сам Симонов - седовласый, в черном, под горло, свитере, с неизменной трубкой в руках, - задает точные вопросы, понимает как товарищ по оружию своих героев, помогает им, принарядившимся по такому случаю в цивильные костюмы с галстуками и солдатскими орденами, успокоиться и найти нужную интонацию рассказа. Тут рождаются бесценные свидетельства не только об отдельных боевых эпизодах, но и о непонятных нынешнему зрителю деталях военного быта, вроде "прожарки" солдатской формы от насекомых или рубки топором промерзлого хлеба...
"Маршал Танк" - передача, открывшая на ТВЦ цикл "Дети победителей" - во всем, казалось, противоположна "Солдатским мемуарам". Речь идет о прославленном военачальнике Великой Отечественной маршале Иване Коневе. Повествует о нем его дочь Наталия, родившаяся уже после войны. Но и ее рассказы, в немалой степени основанные на воспоминаниях старших, дорогого стоят. Жаль, правда, что журналистка и режиссер, работавшие над передачей вместе с Коневой, будто не веря в убедительность ее рассказов, "улучшали" их разными способами. Так появился закадровый дикторский текст, полный затертых слов и литературных штампов, вроде банальных рассуждений о том, что у победы, мол, много отцов, а поражение - всегда сирота.
Большое место заняли обезличенные хроникальные кадры времен войны, где куда-то ползут танки, летят самолеты, стреляют орудия. Даны также сцены ленинградской блокады, к которой Конев, кажется, отношения не имел. Дочь маршала подчас становилась частью этого привычного для передач о войне кинематографического антуража.
А ведь свежесть замысла цикла "Дети победителей" состояла в опровержении давней формулы "сын за отца не ответчик". Разделяющая и даже противопоставляющая поколения фраза эта опровергается такими людьми, как героиня "Маршала Танка": верная памяти отца, она еще десять лет назад выступила с инициативой создания фонда наследников полководцев Великой Отечественной.
Свой вклад в память о войне внесла и Галина Долматовская, дочь известного поэта. В ее фильме "В.С. Возлюбленная солдата", показанном по НТВ, сплетены в единый клубок факты жизни и творчества целого ряда людей. Среди них ее отец Евгений Долматовский, ставший во время войны фронтовым корреспондентом, его близкий друг по литературе и фронту Константин Симонов, "муза" Симонова актриса Валентина Серова - В.С.
Кстати, в последнее время на ТВ появилось немало передач, посвященных Серовой. Часть из них, к сожалению, ставили в центр повествования пикантные подробности ее биографии, шумные романы с известными людьми. А трагическая судьба незаурядной личности отходит на задний план. Долматовская рассказывает об актрисе в контексте истории страны: множество фото- и кинодокументов, писем, дневниковых записей, фрагментов сыгранных ею ролей складываются в сложный портрет.
Главные краски в нем - война и поэзия. Посвященная Серовой книга стихов Симонова "С тобой и без тебя" (эпиграфом к которой, кстати сказать, автор взял строки из Долматовского), ставшее всенародно любимым "Жди меня", поездки В.С. на фронт к солдатам с показом своих фильмов, отношения с маршалом К.Рокоссовским - это и многое другое нашло место в документальном повествовании Г. Долматовской. Авторский текст написан и произнесен спокойно и строго, без эмоционального надрыва и назойливого амикошонства.
Чувствуется: дочь своего отца искренне отдает долг памяти и ему, и Симонову, и В.С., и всем тем, кто жил и творил в то героическое время.