КАЖДОМУ ПО СТВОЛУ

Ни для кого не секрет, что по России не первый уже год гуляют сотни тысяч бандитских "волын".

Ни для кого не секрет, что по России не первый уже год гуляют сотни тысяч бандитских "волын". Впрочем, мнения о том, сколько именно "левого вооружения" сейчас на руках у населения, сильно расходятся. Член Комитета по безопасности Госдумы РФ Геннадий Гудков, например, говорит о миллионе. В МВД стараются не детализировать. Изъясняются уклончиво: мол, точно подсчитать невозможно. Директор программы по обычным вооружениям ПИР-Центра политических технологий Вадим Козюлин на днях озвучил собственные данные: 500 тысяч единиц. В любом случае - если полазить по отечественным схронам, можно легко вооружить общевойсковую армию. Или две. И как с этим бороться, толком не знает никто.
Легального оружия тоже хватает. При советской власти охотничьими ружьями по всей стране владели 400 тысяч граждан. Сегодня только в Москве зарегистрировано 480 тысяч стволов. А в стране - более шести миллионов. Рост домашних арсеналов колоссальный! Главное, ружьями и карабинами нынче стали запасаться не только охотники. Многие сограждане вооружаются прежде всего для самозащиты.
Милиция паникует: уже и так дошли до ручки, из каждой форточки торчит по двустволке!.. И как может пытается усложнить приобретение и регистрацию даже и легальных стволов. Мнение большинства населения противоположное: если милиция нас не умеет защищать, мы должны защищаться сами. С оружием в руках. Аргументы: в Швейцарии, например, винтовки есть в каждом доме, а такого беспредела, как у нас, там нет.
К доводам сограждан стоит прислушаться. Ведь достаточно вспомнить, что практически все заказные убийства и разбойные нападения происходят с использованием незарегистрированных пистолетов и автоматов. Значит, главная опасность таится все же не в легально оформленных "пушках", а в подпольных арсеналах.
Независимые эксперты утверждают, что ежегодный оборот нелегальной торговли оружием только в России составляет 600 миллионов долларов. Бизнес безумно выгодный: каждый вложенный доллар приносит 12 у. е. дохода.
Откуда же берутся стволы у российских преступных группировок? Источников несколько. До последнего времени считалось, что основными "поставщиками" являются армейские склады. Существует даже статистика: 67% всех хищений оружия совершаются лицами, ответственными за его хранение.
Кроме того, преступные арсеналы пополняют за счет контрабанды из-за рубежа. Краж с заводов. И вывоза из "горячих точек". В Кавказском регионе, например, количество "калашниковых" на душу населения давно уже перевалило за красную черту. Наблюдатели отмечают: до бесланской трагедии припрятанные автоматы и пулеметы население там понемногу все же сдавало в милицию. После Беслана добровольная сдача пошла на убыль. Кавказские мужчины говорят, что с голыми руками женщин и детей от бандитов не защитишь.
Но что бы там ни говорилось о необходимости самозащиты, все понимают: чем больше незаконных стволов , тем серьезней опасность, что они попадут в недобрые руки. По данным МВД, в прошлом году количество хищений оружия опять возросло. Купить незарегистрированный ствол - не проблема. Характерная деталь. Одиннадцать лет назад киллер, застреливший Владислава Листьева, забрал пистолет с собой. Современные душегубы действуют в лучших гангстерских традициях: отстрелялся - ствол в кусты. Они уверены: понадобится - купят новый.
Можно ли хотя бы приостановить незаконный оборот оружия? Депутат Госдумы Геннадий Гудков считает, что нужно и можно. Вот что сказал он корреспонденту "Труда":
- Выход существует. Следует более энергично наводить порядок на складах и других местах хранения. Больше внимания уделять территориям, где вспыхивают вооруженные конфликты. И, прежде всего, на юге страны. Практика там показала: программа выкупа оружия у населения, что бы там ни говорили, оказалась довольно эффективной. Значит, не следует жадничать, а выделять на это бюджетные деньги. И самое главное: правоохранительные органы должны сделать все, чтобы снизить уровень опасности для граждан. Дабы соотечественники не тянулись к оружию как к единственному средству самозащиты.
Александр ДАНИЛКИН.
США: ПОТОМКИ КОВБОЕВ АЗАРТНО ПАЛЯТ ДРУГ В ДРУЖКУ
На руках у американцев одних только пистолетов и револьверов порядка 70 миллионов, а винтовок и ружей вообще не счесть. У каждой третьей семьи дома спрятан склад с оружием.
На протяжении уже десятилетий в американском обществе не прекращается дискуссия на тему: способствует ли поголовная вооруженность граждан обузданию преступности или нет. Факты говорят о том, что ежегодно от пуль законно или незаконно вооруженных соотечественников преждевременно уходит в мир иной около 25 тысяч американцев. Причем 185 из них - дети в возрасте до 14 лет, "поигравшие" с родительским или чьим-то еще револьвером или ружьем. С 1980 года погибло от рук сограждан 400 тысяч американцев - это больше, чем в обеих миро- вых войнах, вместе взятых, в восемь раз больше, чем во Вьет-наме.
Сторонники оружия в личном пользовании отвечают своим оппонентам другими цифрами. Специалисты из Чикагского университета провели анализ на основе статистических данных ФБР по всем 3054 американским графствам (районам) и пришли к заключению, что если бы штаты, где запрещено ношение огнестрельного оружия, отменили этот запрет 5 лет назад, то ежегодно было бы предотвращено примерно 1570 убийств, 4177 изнасилований и 60 тысяч нападений с тяжкими последствиями.
На это профессора Калифорнийского университета Фрэнклин Зимринг и Гордон Хокинс заявляют, что, по их подсчетам, по количеству правонарушений на 100 тысяч населения США вполне сравнимы с Австралией, Канадой и Новой Зеландией. По числу ограблений США стоят на втором месте после Польши и равны Италии, Австралии, Канаде и Британии. Есть и данные о том, что в целом в Великобритании убийства происходят в 20 раз реже, чем в США, а в Германии и Франции - в 10 раз. Тем не менее пока что верх одерживает мощная Национальная ружейная ассоциация, лоббистская организация оружейной промышленности с миллионами членов. И трагический счет не в пользу двух мировых войн продолжает расти.
Виссарион СИСНЕВ,
соб. корр. "Труда".
ВАШИНГТОН.
ФРАНЦИЯ: ПРОДАЖА ОРУЖИЯ - ПОД СТРОГИМ КОНТРОЛЕМ
В парижских оружейных лавках у любителей пострелять разбегаются глаза: пистолеты, карабины, ружья на любой вкус. Но в свободной продаже лишь стартовые пистолеты, духовки, да и то не все, а те, из которых пуляют в ярмарочных тирах. Продажа остального грозного металла строго регламентирована. Приобрести, к примеру, пистолет, винтовку или автомат, то есть боевое оружие, человеку с улицы просто нереально по той причине, что для этого недостаточно иметь желание и деньги. Надо получить специальное разрешение от префектуры полиции - это в городах, жандармерии - в сельской местности. Добыть же его, не имея на то веских оснований, очень сложно. Понятно, если вы - владелец ювелирного магазина, то ваши шансы резко возрастают.
Что касается спортивного и охотничьего оружия, то здесь ситуация следующая. Для их приобретения необходимо состоять либо в обществе охотников, либо же являться членом клуба спортивной стрельбы, которые официально зарегистрированы и имеют соответствующие разрешения от министерства внутренних дел. Вроде бы дело несложное. Ан нет. Помимо того, что в эти объединения не принимают лиц, стоящих на психиатрическом учете, а также тех, кто имел судимость на трехмесячный срок и более, охотникам и стрелкам надо ежегодно доказывать, что они вступили в упомянутые объединения не только ради того, чтобы владеть оружием. В спортивном варианте стрелок должен регулярно проводить стрельбы в тире под контролем руководителя клуба.
В свою очередь охотники обязаны пройти курс обучения, а после сдать экзамены. Как рассказывал один знакомый, теперь уже заядлый охотник, они довольно сложные и отсев на них велик. Только получив членский билет и захватив с собой паспорт, можно отправиться в оружейную лавку. После надо в обязательном порядке сообщить о сделанной покупке в местное отделение полиции или жандармерии, где вас поставят на учет. Причем с этим следует не затягивать: о покупке полицейские все равно узнают от владельца оружейного магазина - информирование властей о клиентах входит в его обязанности. Понятно, что все более или менее серьезное оружие нужно перевозить только в "обезвреженном" состоянии, а хранить его полагается в специальных шкафах под замком.
Несанкционированное владение оружием строго наказывается по закону и может привести не только к штрафу до 100 тысяч евро, но и к тюремному заключению в особо злостных случаях до семи лет.
Вячеслав ПРОКОФЬЕВ,
соб. корр. "Труда".
ПАРИЖ.
ИЗ ДОСЬЕ "ТРУДА"
По данным Главной военной прокуратуры, в последние годы в розыске находится около трех тысяч единиц стрелкового оружия, которых недосчитались в воинских частях. Ежегодно возбуждается около ста уголовных дел по фактам хищений. Самый обширный рынок краденых пистолетов и автоматов - на юге страны. В Чечне, например, за "калашникова" дают от 400 долларов и выше. В цене и мины. Они продаются от 500 до 1,5 тысячи долларов за штуку.
В незаконный оборот большая часть похищенного оружия попала в 90-е годы. Однако и в последнее время с военных складов ежегодно пропадает, по оценкам экспертов, как минимум от 300 до 500 стволов. Так, в августе прошлого года в одной из частей 5-й армии Дальневосточного военного округа были украдены 118 автоматов, 15 снайперских винтовок, три ручных гранатомета и даже два пулемета. На этом фоне пропажа в конце 2005 года 38 пистолетов Макарова в Тихоокеанском военно-морском институте выглядит мелочью. Одной из главных причин хищения оружия военная прокуратура считает устаревший порядок его учета и недостаточную охрану арсеналов.