ПРАЖСКАЯ ВЕСНА ВСТРЕЧАЕТ ПУТИНА

В Праге президент России окунулся в пронизывающий ветер. Во дворе Пражского Града, где проходила церемония встречи, кажется, не зябли только гвардейцы - они были еще в зимней форме: меховые шапки и воротники из серой нутрии. Путин поприветствовал их по-чешски: "Боецы, наздар".

Переговоры начались сразу же после официальной встречи. Причем Вацлав Клаус предложил говорить на русском языке, чем, по словам Владимира Путина, "просто разоружил" российскую делегацию. 13 лет в Праге не было российского президента, напомнил Клаус. Нынешний чешский президент слывет отличным экономистом: советскую модель чешской экономики он успешно перевел на рыночные рельсы. В Кремле считают, что во многом благодаря ему между нашими странами сегодня стабильные политические и экономические отношения. Товарооборот за последние четыре года вырос в два раза и превысил 5,5 млрд. долларов. Разрабатываются совместные проекты, среди которых есть очень масштабные, в том числе и международные, как, например, строительство нефтеперегонного завода в Улан-Баторе.
На пресс-конференции президент Чехии сразу заявил: "Мы смотрим на вещи очень прагматично, конструктивно, позитивно". Президент России назвал нынешние отношения Москвы и Праги "зрелым партнерством".
- Вы действительно только прагматично подходите к развитию отношений или есть что-то еще, объединяющее ваши позиции, ваши взгляды? - спросила я обоих президентов.
- Не знаю, на русском языке или на чешском, - сказал по-русски президент Клаус. И это уже было частью ответа. - Нет, буду по-чешски. Мы с господином президентом несколько раз в самом начале подчеркнули слова "партнерство" и его "нормальность". Думаю, мы не должны дать себе навязать - я имею в виду не только президентов, но и наши страны - такое положение, в котором мы будем искать какие-то исключительные отношения, но нет ни малейшей причины иметь только стандартные отношения. Я думаю, что мы сегодня вышли на нормальные отношения, и это как раз то, что нужно. Мы должны строить такие связи, которые будут взаимовыгодными, и я не имею в виду только узкий экономический смысл этого. У нас есть причины искать точки соприкосновения, которые касаются каждого из нас. И я надеюсь, что в этом и состоит основа нашего доброго сотрудничества.
Президент Путин: - Конечно, в основе наших отношений прежде всего - прагматизм, но есть все-таки нечто большее - это наша любовь к Чехии, чехам, чешской культуре, к месту Чехии в европейском историческом процессе, и думаю, что это не менее важно, чем прагматизм сегодняшнего дня.
Были вопросы про энергобезопасность, про цену на газ для Украины. Был ли разговор о Чечне, о демократии в России? - интересовало чешских журналистов. Вацлав Клаус отметил, что чехи переживают за положение в этой республике, но "не менее тяжелым грузом это ложится и на президента Путина". Он разделяет мнение российского лидера, в том, что нет простого решения ситуации в Чечне, но уверен, что шаги делаются в правильном направлении.
Конечно же, у Путина спросили, как он оценивает подавление советскими войсками в 1968 году Пражской весны, которое Ельцин, будучи в 93-м в Праге, назвал агрессией. Президент сказал, что он полностью разделяет эту оценку. Он заметил, что юридической ответственности за те действия советского руководства быть не может, но "моральная ответственность присутствует, иначе и быть не может". Клауса обрадовали эти слова, но он добавил, что 1 марта 2006 года нет смысла осуждать то, что сделал брежневский режим.