Я человек добрый, всегда стараюсь поддержать сотрудника в трудную минуту. Надо отлучиться по семейным обстоятельствам - не проблема, что-то приключилось дома, нужно отправить родителей отдыхать - помогу советом и телефонами. Мне всегда казалось, что такое поведение поможет сплотить команду, создаст у людей ощущение, что мы все друг за друга горой стоим. Поэтому я без стеснения советовала своим подчиненным, как поступить в той или иной ситуации.
Первое время работники с благодарностью принимали советы, по крайней мере спасибо говорили, но потом все изменилось.
Одной из моих сотрудниц нужно было определить ребенка в школу, я посоветовала ей отличную гимназию с преподаванием английского и испанского языков. Дала телефоны директора, постоянно интересовалась тем, как идут дела. В результате на меня же и повесили всех собак, потому что мальчик на новом месте не прижился. Он начал конфликтовать с одноклассниками и учителями, а его мама заявила мне, что хуже школы она никогда в жизни не видела.
В другой раз я решила помирить бухгалтера с мужем. Они повздорили из-за того, что женщина слишком много времени проводит на работе. Я позвонила ее мужу и объяснила, как важна для нас работа его жены, чем конкретно она занимается в течение рабочего дня. Он молчал, а на следующий день бухгалтер обвинила меня в том, что я порчу ее семейную жизнь. Муж, мол, очень оскорбился, когда ему позвонила я и стала выступать адвокатом жены. Я же просто хотела помочь.
Я своих взглядов не меняю, продолжаю помогать дельным советом, но отношения в коллективе из-за этого ухудшились. Часть подчиненных вообще не хочет говорить со мной ни о чем, кроме работы. И откуда в людях такая неблагодарность!
Лидия В. Москва
"Советы сплотят команду"
Сергей Дубов, психолог, бизнес-тренер компании "Бизнес-Класс":
- Вовремя данными советами и подсказками вы можете завоевать настоящую любовь своих подчиненных. Но эта помощь должна быть, во-первых, точной: вы должны быть уверены, что то, что вы рекомендуете - беспроигрышный вариант, а во-вторых, эксклюзивной. То есть тот совет, рекомендация или протекция, которые сотрудник не мог получить ни от кого, кроме как от вас. Внимательно выслушайте подчиненного, если он пожалует к вам со своей историей, а потом скажите, что можете предложить ему такой-то конкретный вариант. Но только предложите. Правильнее всего дать понять, что у вас есть возможность ему помочь, но окончательное решение должен принимать сам сотрудник. Такие начальники - редкость, что, впрочем, не мешает стать одним из них, например, вам.
Лидия лезет с советами и помощью даже тогда, когда этого никто не просит. Отсюда и проблемы. Ей бы наступить на горло собственной песне и помогать только в тех случаях, когда никто, кроме нее, сделать этого не может.
Никогда не пытайтесь советовать в тех областях, в которых вы ничего не смыслите. У начальников, особенно у руководителей в возрасте, часто возникает желание поделиться жизненным опытом даже тогда, когда никакого опыта нет совсем. Это искушение необходимо выжечь каленым железом, иначе рискуете прослыть пустобрехом и болтуном.
"Не лезьте в чужое дело"
Вера Елисеева, независимый HR-специалист:
- Для того, что делает героиня письма, есть очень хороший термин - медвежья услуга. Оказывать людям помощь нужно, можно и даже здорово, но при одном непременном условии. Они должны сами попросить вас о помощи или спросить совета.
А если начинать навязывать свою помощь, да еще и постоянно интересоваться, что там и как, ничего хорошего не выйдет. Каждый раз, когда Лидия интересовалась делами подчиненных, она как бы говорила: "Вы должны мне по гроб жизни быть обязанными за мою помощь". Если уж решил сделать доброе дело, не нужно ждать благодарности.
Не нужно каждый раз думать, чем помочь человеку, когда он приходит поделиться с тобой своей историей. Ему вполне может быть достаточно, если вы просто его выслушаете. Сотрудница не просила же звонить ее мужу и рассказывать, какой она незаменимый сотрудник. Нельзя начальнику вмешиваться в личную жизнь подчиненных, тем более когда их об этом никто не просит.
Когда героиня письма спрашивала, как дела в школе у ребенка подчиненной, она опять намекала, что та должна быть благодарна. Вполне закономерно, что сотрудница после неприятного инцидента нашла виноватого в лице босса.
Если уж даете совет, то обязательно оговаривайте, что решение человек должен принимать самостоятельно.