Как пилят рельсы

Почему практически ничего не сделано для обеспечения безопасности железнодорожных перевозок по Крыму?

Руководство Крыма поделилось планами запустить поезда через новые российские регионы России — территории Херсонщины, Запорожья и юга ДНР.

«Считаю, нужно организовать движение как пригородных поездов, автобусов, так и пассажирских поездов дальнего следования. В частности, через сухопутный коридор может пойти и поезд Москва — Симферополь, что значительно сократит его время в пути», — написал глава республики Сергей Аксенов в своем Telegram-канале.

Правда, тут же следует немаловажное уточнение: «Пути есть, физически все это возможно сделать. Мы хоть завтра готовы запустить, просто часть линий — в пределах досягаемости вражеской артиллерии».

Слов нет, оптимизм нужно сохранять в любой ситуации. Особенно когда неизвестные злодеи рушат рельсовый путь у тебя под боком. Не где-нибудь в насквозь простреливаемых херсонских степях, а всего-то в полутора десятках километров от Симферополя, на единственной ветке в Севастополь. В День защитника Отечества под Бахчисараем было обнаружено разрушение железнодорожного полотна. Лишь по счастливой случайности избежал катастрофы скорый фирменный поезд «Таврия» из Санкт-Петербурга. Следом у места ЧП пришлось останавливать несколько электричек и эшелоны с военными грузами.

Метровый кусок рельса тупо вырезали с помощью холодной сварки. Сработали без шума и пыли. Даже искр такие аппараты почти не дают. Правда, рельс толстый, резать пришлось долго. Но, похоже, злодеям на стратегической магистрали никто не мешал...

Уже после диверсии дирекция Крымской железной дороги обратилась к землякам и туристам с призывом «воздержаться от фото- и видеосъемки объектов транспортной инфраструктуры». Неприятности обещаны тем, кто снимает мосты и тоннели, железнодорожные пути, объекты систем связи и управления движением. Запрещено находиться на самих путях и парковаться на авто поблизости с ними. Надо полагать, пилить рельсы теперь станет труднее.

По сути, речь идет о правилах военного времени. Ну а что до обещаний «херсонского экспресса» на Москву, многие вспомнили, что возобновить железнодорожное движение за Перекоп собирались еще прошлым летом. Была указана конкретная дата — 1 июля. С тех пор там можно рискнуть проехать разве что бронепоездом.

Куда актуальнее другой вопрос. Накануне севастопольский губернатор Михаил Развожаев рассказал о подготовке города-героя к возможным обстрелам дальнобойными ракетами ВСУ, поставленными Украине из США и Великобритании. По его словам, уже задействована схема резервных источников электричества и воды на случай, если враг ударит по городским объектам критической инфраструктуры. Для Севастополя особо опасны ракеты ATACMS, поражающие цель на расстоянии до 300 км. Их можно запускать с освоенных украинцами реактивных систем залпового огня HIMARS. Применима и новая сверхзвуковая ракета PrSM разработки Lockheed Martin. Еще один американский комплекс, Typhon допускает стрельбу до 1000 км — в зависимости от типа боеприпаса.

Одной из главных целей врага Развожаев назвал мощную Балаклавскую ТЭС, построенную после блэкаута. Вместе с Таврической ТЭС под Симферополем эти станции обеспечивают потребности электроэнергии всего Крыма. Осенью сюда уже пытались ударить беспилотники, но это, похоже, была пристрелка. Впрочем, и без дорогих ракет, поставляемых Киеву с Запада, Севастополь и Республику Крым ждет тяжелое логистическое испытание.

Посмотрите на карту КЖД. Картина такая же, как и при СССР, когда мы жили одной дружной семьей. И катались на Южный берег по «короткому» маршруту — через Харьков и Запорожье. Дальше крымская магистраль пересекает херсонский Чонгар, следует до Джанкоя и уже отсюда растекается двумя направлениями: на Симферополь — Севастополь и восточнее, на Феодосию — Керчь. Теперь единственная действующая железная дорога идет от Крымского моста через станцию Керчь-Южная. А вскоре резко заворачивает к тому же Джанкою. И уже отсюда поезда едут на юг, к Симферополю. Дальше крымская «однопутка» тянется до западного тупика в городе русских моряков.

Получается, чтобы доехать от Керчи до крымской столицы, поезда вынуждены делать огромный «джанкойский» крюк. Иного пути нет. Это четыре-пять лишних часов. Но главная беда в другом. От степного Джанкоя рукой подать до фронтовой Херсонщины. Если весенний «наступ» ВСУ удастся хотя бы в малой части, крупнокалиберная артиллерия противника накроет эту стратегическую узловую станцию. Не говоря уже о системах HIMARS, способных без проблем добивать сюда из оставленного нами Херсона. Расстояние по прямой — всего-то 170 км...

Чуть ли не одним огневым ударом может быть прервано движение всех поездов российской «Большой земли», следующих к важнейшим центрам Крыма. Они попадают под обстрел на маневровых колеях Джанкоя. В том числе и стратегические грузы. Как предотвратить беду? Ответ был дан шесть лет назад. Специалисты настоятельно рекомендовали одновременно с постройкой Крымского моста экстренно проложить новый железнодорожный путь напрямую из Керчи в Симферополь. Этот спасительный маршрут вполне возможен через крымский Белогорск, параллельно с федеральной трассой «Таврида».

Проект разработал научно-исследовательский консорциум. Общая железнодорожная смета составляла 35 млрд рублей. Для сравнения: автомобильная «Таврида» обошлась почти в пять раз больше, а стоимость строительства Крымского моста составила вообще 230 млрд. Протяженность прямой железнодорожной ветки сокращалась бы на треть, и стратегические перевозки можно было бы осуществлять на безопасной дистанции от северной границы полуострова. То есть от нынешней линии фронта.

Почему для выполнения жизненно важной задачи не сделано практически ничего? Пожалели денег? Но, боюсь, такая экономия обойдется намного дороже.