"ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" С ТЕНЬЮ

Представители новой республиканской администрации обвиняют Россию во всех тяжких грехах. Из Вашингтона и Москвы пачками высылают дипломатов. В госдепе принимают масхадовских эмиссаров. А фактически второе лицо в российском руководстве - секретарь Совета безопасности (теперь уже бывший) Сергей Иванов - не удостаивается аудиенции американского президента, что произошло, пожалуй, впервые со времен Громыко. Встреча Путина с Бушем отложена в долгий ящик. СМИ заполнили разговоры о возможности нового издания "холодной войны".

У нынешнего российско-американского обострения есть как сиюминутные, внешние причины, так и более глубокие корни, связанные с не вчера начавшимся общим кризисом в двусторонних отношениях.
Лежащее на поверхности объяснение событий последних дней - нас "наказывают за плохое поведение". Высылка дипломатов - прямое следствие дела Ханссена - высокопоставленного сотрудника ФБР, 15 последних лет якобы снабжавшего Россию самой секретной информацией. Этот шпионский скандал вызвал непропорционально большой резонанс в США (как будто сами американцы отказываются от предлагаемых им услуг перебежчиков из наших спецслужб), подняли крик правые республиканцы. Весь этот шум с массовыми чистками посольств - для внутреннего американского пользования.
Нас наказывают за контакты с Ираном, что было вполне предсказуемо, учитывая повышенную чувствительность республиканцев к проблемам, воспринимаемым как угроза национальной безопасности США. Иран пока (думаю, ненадолго) в списке стратегических врагов Вашингтона, а значит, любые контакты с ним - особенно в сфере военных и ядерных технологий - оцениваются как антиамериканские акции. Хотя для России Иран важен как ключевой союзник в противостоянии талибам и перспективный рынок для продукции стагнирующего ВПК, а вовсе не как инструмент для антиамериканских игр.
Наказывают за визиты Путина в Северную Корею, на Кубу, во Вьетнам, рассматриваемые почему-то как попытка Москвы "возродить советские имперские амбиции". Когда наш президент ездит в Париж, Лондон, Берлин, Мадрид, Вену, Рим, Стокгольм, Токио, Сеул - это для американской прессы не событие, поэтому об основных направлениях российской дипломатии публика, даже просвещенная, ничего не знает. Зато когда Путин посещает Ханой или Пхеньян, куда, кстати, не так давно приезжали также Клинтон и Олбрайт, это расписывается как событие глобального масштаба, отражающее истинные порочные намерения Кремля. Что позволено Юпитеру...
Нас наказывают за отсутствие энтузиазма по поводу намерений Вашингтона нарушить бессрочный Договор по ПРО, продолжить расширение НАТО. Пусть до сих пор не ясно, когда и в каком виде американцы собираются создавать национальную систему противоракетной обороны, когда и куда расширять Североатлантический блок, но наши волнения по этому поводу их раздражают.
Все это - на поверхности. А в основе - долгосрочные факторы и проблемы, которые накапливались на протяжении последнего десятилетия, когда двусторонние отношения последовательно скатывались вниз по наклонной плоскости. Причин тому было несколько. Во-первых, налицо растущая асимметрия между США и Россией в основных факторах силы - экономической, политической, информационной, даже военной. У единственной в мире сверхдержавы мало причин принимать во внимание озабоченности слабой страны, в течение ряда лет находившейся в состоянии глубокого внутреннего кризиса. Во-вторых, ожидая в начале 90-х годов слишком много друг от друга, мы вскоре столкнулись "с революцией несбывшихся ожиданий". В США полагали, что Россия к ближайшему вторнику станет образцовой демократией с современной рыночной экономикой. Мы рассчитывали к четвергу стать частью Запада при массированной американской помощи. Когда ни того, ни другого не произошло, наступило взаимное разочарование. Наши дефолт и коррупция подкосили ряды русофилов в США, а расширение НАТО и бомбардировки Югославии эффективно похоронили лагерь американофилов в России.
В результате мы перестали быть приоритетом для Вашингтона, который начал указывать на наше скромное место в новом миропорядке. Да и в системе внешнеполитических приоритетов Москвы Америка оказалась куда ниже СНГ, стран Евросоюза, азиатских гигантов и исламских экстремистов. Повестка дня двусторонних отношений стала до предела суженной и негативной, сведясь к обмену уколами по Ираку, Ирану, ПРО. Или по СНГ, где любая российская внешняя политика рассматривается как "имперская".
Однако все это вовсе не значит, что мы въезжаем в новую "холодную войну". Для нее нужны биполярная конструкция мира и обоюдное желание сторон вести глобальную конфронтацию. Россия ни по каким параметрам на второй полюс не тянет (здесь более перспективным для США "партнером по противостоянию" выглядит Китай) и абсолютно не в настроении втягиваться в какую бы то ни было конфронтацию. Сейчас американское руководство мне чем-то напоминает боксера-тяжеловеса, который стоит на ринге и громогласно грозит отправить своего визави в нокаут в первом раунде. Только на ринге больше никого нет, и рассчитывать он может только на бой с тенью.
Пока у республиканской администрации, если отбросить в сторону риторику и резкие телодвижения, отсутствует политика в отношении России. Да ей и неоткуда взяться: кадры госдепа еще не сформированы, и мы даже не знаем, кто будет отвечать за российское направление. А до первой встречи Путина с Бушем я вообще бы воздержался от оценок и прогнозов долговременного свойства.
Сегодня логика импульсивных американских действий выглядит приблизительно так. Если Россия будет себя хорошо вести - просто расширим НАТО и развернем НПРО. Плохо - к этому добавятся приглашения чеченцев, скандалы с дипломатами и другие мелкие пакости. Это - порочный подход, ведущий в никуда. При нем у России не появятся стимулы прислушиваться к американским озабоченностям, как США в последние годы не воспринимали наши. Если бы нам предложили, скажем, не активизировать сотрудничество с Ираном в обмен на реструктуризацию долга, мы бы, наверное, подумали. А так... Москва не настолько зависит от Америки, чтобы реагировать на окрики.
Ни США, ни Россия не заинтересованы в обретении нового врага, да еще с ядерным оружием. Убежден, наши страны объективно объединяет гораздо более широкий круг интересов, чем разъединяет. Нужна позитивная повестка дня, куда легко вписываются и нераспространение ядерного оружия, и талибы, и объединение Кореи, и купирование македонского конфликта, и ближневосточное урегулирование, и многое другое. Даже по НПРО возможно если не взаимопонимание, то сделка.
Реальную дипломатию нельзя подменять эмоциями, которые и так хлещут через край с обеих сторон.