РУБЛЬ - ЭТО ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА

После многих лет спада в экономике последние два года стали периодом некоторого роста. Сейчас

После многих лет спада в экономике последние два года стали периодом некоторого роста. Сейчас уместно оценить перспективы. Наряду с эффектом девальвации и благоприятной конъюнктурой цен на энергоносители весьма существенное значение имело повышение уровня монетизации экономики. Оно было достигнуто за счет выкупа у экспортеров валюты, поступавшей в страну. В итоге сократились неплатежи и задержки с оплатой труда, повысилась рентабельность предприятий, улучшилось исполнение бюджетов, произошло некоторое оживление инвестиционной активности. Эти явления нуждаются в серьезном осмыслении, так как в очередной раз доказывают ущербность ограничительной денежной политики.
Очевидно, однако, что некоторый прогресс носит кратковременный характер, ибо он вызван в основном внешними, привходящими обстоятельствами. В содержании экономической жизни не произошло кардинальных перемен, дающих основание говорить о создании условий для устойчивого роста. И главная из так и не решенных проблем - отсутствие условий и ресурсов для инвестирования.
Почему же деньги не идут в реальный сектор? Видимо, надо признать, что продолжается общее стагнирование экономики, она слаба, в ней отсутствуют внутренние механизмы ее динамизации. Конечно, имеет значение и группа условий, обеспечивающих инвестирование, - защита прав инвесторов, дебюрократизация и декриминализация, методы влияния на экономику со стороны властей. Вообще оживление экономики и инвестиционная активность взаимосвязаны и взаимозависимы, одно невозможно без другого.
С учетом сказанного, на первом плане сегодня восстановление активности хозяйствующих субъектов, устойчивость экономической ситуации и хотя бы не слишком быстрое, но постоянное ее улучшение. Тогда предприятия оживут, восстановится единый процесс производства, реализации продукции. А это доходы, рост заработной платы работников и платежей в бюджет, накопления для модернизации основных фондов. При катастрофическом состоянии оборудования на подавляющем большинстве предприятий стабильная их работа и накопление ресурсов для обновления сегодня являются, без сомнения, самой главной проблемой нашей экономики.
Ухватившись за это звено, мы улучшим и инвестиционный климат. Ведь модернизация фондов потребует восстановления машиностроения, воссоздания предприятий в сфере производственного строительства, реконструкции и технического перевооружения. Это, в свою очередь, может стать базой для масштабной и подлинной структурной перестройки на современном уровне всей экономики. Пока под структурными реформами почему-то понимается лишь расчленение естественных монополий и самофинансирование жилищно-коммунального хозяйства.
Что же сделать для восстановления экономической активности? Катализатором могли бы стать крупные заказы конечным звеньям технологических цепочек. Имею в виду авиастроение, сельхозмашиностроение, машиностроение для металлургической, химической промышленности. Загрузка этих предприятий способна многократно увеличить объем работ в смежных отраслях и обеспечить именно то экономическое восстановление, которое является условием инвестиционной активности.
Возможно, скептики скажут, что нет ресурсов для финансирования таких заказов. Но сегодня много спорят о методах стерилизации якобы избыточной рублевой денежной массы, образовавшейся в связи с закупками нефтедолларов и другими схемами наращивания золотовалютных резервов. Подлежащую стерилизации сумму оценивают по-разному, но речь как минимум идет о десятках миллиардов рублей. Именно они могут стать своего рода локомотивом для всех отраслей. Это источник финансирования заказов, которые способны "разогреть" экономику.
Еще важнее вопрос - какими методами осваивать эти ресурсы? Само собой, нельзя механически "накачивать" экономику деньгами. Но можно сформировать государственный централизованный ссудный фонд и передавать ресурсы для работы, положим, Российскому банку развития или Россельхозбанку. Банк выдает кредиты отраслевым лизинговым компаниям, которые, в свою очередь, заключают договоры с теми же, скажем, авиастроительными заводами о кредитовании производства и оплате готовой техники. Дальше заводы заключают договоры со смежниками, поставщиками комплектующих изделий - и далее по цепочке.
Уверен, что эта схема позволит в течение 2-3 лет заложить фундамент для восстановления большого числа предприятий, стимулирования роста производственного и потребительского спроса. Что важно, такое привлечение финансов в экономику не подстегнет инфляцию, поскольку прирост в обороте денежной массы в производственной сфере будет идти параллельно с ростом товарной массы. Если это соотношение выдерживается, то рынок не страдает от вброса дополнительных денег.
У нас нет времени на раскачку, так как процесс старения техники и оборудования грозит катастрофической деградацией. Модернизация в капиталоемких отраслях занимает годы. Физический износ промышленно-производственных фондов уже достигает 80 процентов. Только одно из 50 предприятий, по данным научных институтов, осуществляет полноценное обновление потенциала. Еще лет 5 такой жизни - и производственная структура в большинстве отраслей попросту рухнет. Уже сейчас непросто выпускать современную продукцию из-за утраты многих технологических звеньев, дефицита профессиональных кадров, старения оборудования.
Экономика страны в опасности. На сегодняшнем рубеже резервы, инерция ее выживания исчерпаны. Пора правительству действовать, а не уповать на всемогущую руку рынка. Она в лучшем случае может только помочь решить накопившиеся острейшие проблемы, но не заменит энергичного государственного воздействия на нашу застывшую экономику с целью ее разгона, "разогрева".